Удомля - "Русский Барбизон"

118 В 1923 г. Моравов получил заказ от культ­ отдела ВЦСПС (Всесоюзный центральный со- вет профессиональных союзов) на три большие картины, изображающие строительство первен- Картина «Волховстрой» – рождение советского индустриального пейзажа ца ленинского плана ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России) – Волхов- ской гидроэлектростанции. В течение трёх лет художник ездил на строительство Волховстроя, «В Гарусово написаны две картины: «Волхов- строй», – продолжает воспоминания Алексей Моравов, – большой портрет Владимира Ильи- ча Ленина, стоящего в своём кабинете в Кремле, а несколько позже «На призывном пункте» и «В волостном ЗАГСе» (1928, ГТГ). Картина эта была написана в том же зале, что и «Заседание Комитета бедноты». Многие из относящихся к тому периоду кар- тин написаны отцом в деревне Мошная Горка, расположенной недалеко от Гарусово. Эта дерев- ня была очень живописна, и художники не раз там работали. На горе стояли большие и доброт- ные дома зажиточных крестьян, под горою жила беднота. Большинство домов было старинной примитивной, но прочной постройки, никаких украшений, резьбы, наличников, белых оконных рам в то время на Горке не было. В огородах каждого дома росло много подсолнечника, его жёлтые головки красиво выделялись на фоне ста- рых серебристых изб и синего неба. С довольно высокой горы открывались: широкие дали, озёра, пустоши, поля, мелколесье. С крестьянами этой деревни у нас установились очень хорошие доб­ рососедские отношения. Отец был постоянным советчиком в их делах и ходатаем в различных учреждениях. Мать часто лечила их. В войну 1914 г. она работала в одном из московских ла- заретов и имела медицинские навыки и опыт. Многие крестьяне Мошной Горки в разное время являлись натурщиками отца. Первая картина, которую он написал близ этой дерев- ни, – «На берегу озера». На ней изображён гор- ский старик Михаил Александрович (фамилии крестьян в то время, как правило, совпадали с отчеством), чинящий на берегу озера Лосо- тынь свои сети. Позже он написал там картины «Будущий кавалерист» (1914 г., Третьяковская галерея), «Чтение газеты» (1922 г.), «Красноар- меец в деревне» (1921 г.) ( А.А. Моравов ). В картине «В волостном загсе» «ярко чувству- ются приметы времени. Ещё не так давно закон- чилась гражданская война, жених ещё не сменил будёновку на обычную гражданскую шапку, но мирная жизнь уже утвердилась в стране. Сча- стьем и радостью светятся лица жениха и не- весты, и эта радость как бы озаряет всё вокруг. Картина написана широко, ярко, темперамент- но, в ней много искреннего и взволнованного чувства художника» ( Кац ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1