Удомля - "Русский Барбизон"

119 сделал там свыше ста этюдов и столько же за- рисовок, на основе которых и были созданы его картины. «Работу над «Волховстроем», конечно, следует относить к удомельскому периоду дея- тельности отца, – писал его сын. – Он ездил на Волховстрой из Гарусова и туда же возвращался из этих поездок. Гарусовский зал был достаточно велик, чтобы там писать большие картины. Не берусь утверждать, что самую большую картину «Волховстрой» отец писал именно в Гарусове, но что 90% работы над этой темой было выполне- но в Гарусове, в этом я твёрдо уверен. Картины меньшего размера «Волховстрой ночью» и др. писаны в Гарусове, это точно. У меня остаёт- ся неясное впечатление, что и большая карти- на писана тоже в гарусовском зале». Трилогия «Волховстрой» положила начало советскому ин- дустриальному пейзажу. С 1923 г. Моравов становится членом Ас- социации художников революционной России (АХРР). Пишет ряд произведений на революци- онно-общественные темы, многие из которых становятся классикой советского изобразитель- ного искусства, а также на историко-рево­ люционные сюжеты: триптих «Чтение газеты» (1922), «В волостном ЗАГСе» (1928, ГТГ), «При- езд В.И. Ленина в Петроград», (1931–1933), «Вузовец на отдыхе» (1933, ТОКГ – портрет А.А. Моравова), «Ленский расстрел в 1912 г.» (1937), портреты знатных текстильщиков и ме- таллургов. Незаконченной осталась работа над картиной «Тимирязьев и Дарвин». В 1938–1939 гг. Моравов преподаёт в сту- дии военных художников, в 1938–1941 гг. – в Художественном институте им. В.И. Сурикова. В 1930-1950 гг. он много пишет официальных портретов руководителей СССР: В.И. Ленина, И.В. Сталина, М.И. Калинина, советских воено- начальников: «Много работал отец над образом Владимира Ильича Ленина, которого он часто рисовал, добиваясь максимального сходства и выразительности фигуры и лица. Эта работа очень увлекала его, после долгих часов рисова- ния, он переходил к рассматриванию фотогра- фий Владимира Ильича, сопоставляя их, подол- гу всматриваясь, находя, очевидно, каждый раз что-то новое для себя» ( А.А. Моравов ). В Великой Отечественной войне престаре- лый художник (на начало войны – 63 года), конечно же, участвует своей кистью – пишет жанровые картины на военные темы, в 1940-х, 1945 г. – работает над серией картин-пейзажей в Горках-Ленинских. Во все годы своего творчества, как до, так и по- сле Революции, Моравов также рисует плакаты, политические плакаты, иллюстрации к книгам. С одной стороны, можно сказать, что худож- ник следовал политической конъюнктуре. Но, во-первых, Моравов был портретистом и рабо- та по заказам советского агитпропа в то вре- мя была почти неизбежной. С другой стороны, он продолжал оставаться бытописателем эпохи и сегодня его картины мы воспринимаем уже не как политический заказ, а как историческое свидетельство. «В 1930–1940 гг. усадебный дом в Гарусо- во Советская власть стала использовать под свои учреждения более активно, поэтому «по- следние довоенные годы (1930–1940), каждое лето, отец жил в деревне Акулово, снимая там полдома у местного жителя Филиппа Евсеевича Евсеева, которого он знал ещё до Революции. Семья Евсеевых относилась к отцу и его семье с сердечной заботливостью, делая всё возможное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1