Удомля - "Русский Барбизон"

137 панов получил звание академика Император- ской Академии художеств. Тесные дружеские отношения связывали Степанова с первых лет учёбы в Училище с ху- дожником Исааком Левитаном. Их сблизили общие взгляды на искусство и страстная любовь к природе. В истории русской живописи Ле- витан и Степанов считаются одними из созда- телей так называемого «пейзажа настроения», когда художник психологизирует пейзаж, пере- носит в него свои мысли и переживания. В 1886–1887 гг. Степанов, Левитан и Софья Кувшинникова вместе прожили два лета в Сав- винской слободе под Звенигородом. В 1888 г. все трое сели в Рязани на пароход и спустились по Оке до Нижнего Новгорода, где пересели на волжский пароход и поднялись по Волге до не- большого городка Плёса. Плёс оказал на твор- чество Левитана очень большое влияние – здесь в 1888–1890 гг. им была создана значительная серия картин (ок. 200), среди самых известных: «После дождя. Плёс», «Вечерний звон», «Тихая обитель», «Золотой Плёс». Степанов же в Плёсе больше пишет самого Левитана и Кувшинни- кову: «Левитан и Кувшинникова, идущие по до- рожке» (1887) и «Левитан и Кувшинникова на этюдах», «Левитан и Кувшинникова на берегу реки» (1889). В дальнейшем Степанов приезжал в Плёс ещё в 1895, 1897, 1900 гг., но уже без Левитана. Мы отмечаем тесную дружбу Степанова и Левитана, их совместные поездки ещё и пото- му, что Степанов мог оказаться с Левитаном и Кувшинниковой в Удомельском крае ещё в 1893–1894 годах. Но никаких упоминаний о его приезде в Удомлю в тот период нет. Одна- ко точно известно, что именно из-за событий в Удомле, после знакомства Левитана с А.Н. Тур- чаниновой в 1894 г. и разрыва на этой почве с Кувшинниковой, Степанов встал на сторону Кувшинниковой и разорвал все отношения с Левитаном до конца жизни последнего. Картины Степанова по сюжету очень неза- мысловаты. Он любил изображать деревенскую дорогу, по которой крестьянские лошади тащат сани или телеги: «Гусек» (1910–1915); «По про- сёлку зимой», «У крылечка» (обе 1913–1914); «Уехали» (1914); «У околицы» (1915–1916). Разумеется, много писал животных и охотничьи сцены: «После охоты. Возвращение» (1907), «На промысел» (1909), «Лось и лайки» (1910), «Вол- ки ночью», «Волки у плетня» (обе 1910-е), «В ожидании обеда» (1910), «Убитый лось» (1900- 1910), «С борзыми» (1910-е), «Занесло» (1911– 1912), «Лоси» (ок. 1910), «Волки», «Охотничья сцена» и многие другие. Степанов любил жи- вотных и обладал редким умением точно пере- давать их повадки и даже психологию. Худож- ник М.В. Нестеров считал Степанова лучшим анималистом после В.А. Серова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1