Удомля - "Русский Барбизон"

14 раторской фамилии, и т.н. «высшего общества». Это тоже не добавляло ему симпатий «прогрес- сивной общественности». По тем же причинам и после революции, а также в годы расцвета «нового революционно- го искусства» – авангарда – Богданов-Бельский попал в немилость к новой власти и вынужден был эмигрировать в Латвию. Эмигрант для со- ветского государства — ломоть отрезанный. По- лоса забвения продолжилась. И хотя отдельные его картины использовались советским агитпро- пом для обличения «тёмного прошлого» (напри- мер, «Новые хозяева», 1913) и активно репроду- цировались (сам-то художник вкладывал в них совсем иной смысл), другие, поэтизировавшие крестьянина и жизнь русской дореволюцион- ной деревни, тем же агитпропом из культурного Николай Богданов родился 26 ноября (8 де- кабря по нов. ст.) 1868 г. в д. Шитиково (вари- анты в документах и на картах: Шитики, Шить- кова) Бельского уезда Смоленской губернии (сегодня Оленинский район Тверской области). (Ниловы уточняют: «на хуторе между сёлами Шоптово и Татево»). Имя получил, вероятно, по Николаю Чудотворцу (6 декабря (19 декаб­ ря нов.ст .) – «Никола зимний»). В фамилии – история происхождения — «Богом данный», т.е. незаконнорожденный. Это подтверждает и запись в «Метрической книге храма Успения Пресвятой Богородицы села Шоп(о)това Смо- ленской губернии Бельского уезда» (нами «Ко- пия Метрической выписи» взята в Музее имени Рождение и детство Н.П. Богданова-Бельского с. Татево): «1868 г., запись № 39 … ноября 26, крещён 27 [нояб­ ря] младенец Николай. Незаконнорожденный, мать его Шоптовской волости деревни Шити- кова дворовая девушка Ефросинья Гавриловна Иванова … Приметы: 15 лет, рост 2 аршина 2 вершка (ок. 152 см – Д.П. ); волосы, брови – тёмно-русые. Восприемники: Бельский меща- нин Пётр Никифоров Хоромкин и жена его Ирина Никифорова. Крещение совершил свя- щенник Василий Младов с причтом». В самом низу документа: «Подлинный паспорт получил обратно Николай Богданов» – из чего следу- ет, что эту выписку и сделали для Богданова-­ Бельского. оборота исключались. На длительное забвение повлияло, вероятно, и то, что последние годы художник жил на оккупированных немцами территориях и в самой Германии, где умер и был похоронен в Берлине в 1945 году. Но забвение продолжается отчасти и сегодня. Во-первых, потому что в предыдущие периоды, видимо, не был накоплен первичный биогра- фический материал, во-вторых, по инерции, а в-третьих, агитпроп политической системы Рос- сии конца ХХ – нач. ХХI века так же игнориру- ет творцов, по нашему мнению, утверждавших национальную самобытность русского народа. Мы предприняли попытку собрать воедино разрозненные биографические источники и очертить основные периоды жизни и творчест­ ва художника, прежде всего — удомельский.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1