Удомля - "Русский Барбизон"

140 вался в имении Аксаковых Лубенькино, а в 1912–1916 «часть лета проводил у озера Песь- во в Тверской губернии на хуторе Аксаковых Новый Бережок, трижды ездил с семьёй в Фин- ляндию и в Крым». Художник редко ставил даты на своих карти- нах, поэтому большая часть удомельских работ датируется предположительно с большим ин- тервалом – 1900–1910 годами. Особое место занимают картины, посвящён- ные семейной жизни Степановых на даче, и среди них портреты дочери. Степанов по возрасту был самый старший в группе удомельских художников, однако разни- ца в возрасте не мешала им дружить и искренно любить его. Бялыницкий-Бируля писал о нём: «Я никого не знал, кто бы так горячо любил, пони- мал свою родную природу, Россию, как А.С. Сте- панов… За годы моей учёбы в Училище мы со Степановым обошли и объездили Новгородскую, Тверскую, Вологодскую губернии. От него, отлич- ного охотника и живописца, я многому научился в блужданиях по лесам и болотам с этюдником, ружьём и красками» ( Карамазов ). Искусствовед Кац выделяла из всего удомель- ского цикла своей проникновенностью и по- этичностью картины Степанова «Лошади у ос- вещенного окна» (1911–1914, ЧС) и «Уехали» (1911–1914, ГТГ). На обеих картинах – дом Аракчеевых в Гарусово. «На картине «Лошади у освещённого окна» гарусовский дом изображён со стороны малень- кого сада перед фасадом. Хорошо виден мезо- нин и главный подъезд. На картине «Уехали» тот же дом виден со стороны парка. Мезонин с этой стороны едва возвышается над крышей, а его окошко было с другой стороны. Карти- ны отличаются друг от друга и по настроению, хотя на обеих изображён зимний стылый вечер. Вероятно, этюдом к картине является «Зима в деревне» (ГРМ). Тот же гарусовский дом изо- бражён утонувшим в глубоком снегу. Тяжёлые пласты снега нависли на крышах дома и при- мыкающего к нему сарая, как бы придавливая их к земле… Этюд достоверен, в нём с большой точностью воссозданы характерные приметы старой усадьбы… На картинах изображены совершенно одни и те же лошадки, той же масти одинаково мох- натенькие… впереди белая, за ней гнедая – за- пряжённые. Близко и колористическое реше- ние картин. Это наводит на мысль, что они, возможно, написаны … в одну и ту же зиму, в период 1911–1914 годов (картины не датиро- ваны художником)» ( Кац ). Мы убеждены, что и М.З. Холодовская, и Л.И. Кац встречались с Екатериной Алексеевной Нечаевой-Степановой (умерла в 1982 г.) в ходе подготовки своих книг, и именно она сообщила им о картинах отца, написанных в Удомле. «Гарусовский дом был уютный и тёплый, – писал в воспоминаниях А.А. Моравов (1914– 1979), сын художника А.В. Моравова. – С одной стороны к нему примыкал старый запущенный парк с огромными липами и елями, с другой – засаженный молодыми берёзами двор, перехо- дящий в заросшие ольхою бескрайние холмис­ тые пустоши, поля, низинные сырые луга. Из картин, написанных Степановым в Га- русово, запомнились «Лошади у освещённо- го окна», где изображён подъезд гарусовского дома, за которым чуть вырисовывается сарай, простоявший там до 1930-х годов. На послед- ней его выставке было несколько превосходных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1