Удомля - "Русский Барбизон"

142 поудобнее, и я поторапливал его. Но он оста- новился на лесной поляне, раскинул широко руки, будто хотел обнять весь мир, всю красоту, которая нас окружала, и сказал тихо и грустно: «Вот, не будет нас с тобой, а всё, что мы видим, останется навсегда таким же невыразимо пре- красным. Вот с чем жалко расставаться будет...» Ученик Степанова художник М.А. Добров: «Когда я вспоминаю теперь Алексея Степано- вича, передо мною встаёт такой спокойный и милый образ доброжелательного человека, ху- дожника, безгранично влюблённого в родную природу, с её размеренной задушевной жизнью, пристально подмечающего трепетные переливы этой жизни и в пейзаже и в животном мире, захватывая и человека». Художник П.Д. Корин о живописи Степано- ва: «Словно я Пушкина стихи прочитал. Вот так же просто, просто, а высоко... Что о нём ска- зать? Художник он был. Вот всё тут и сказано. И было в нём всё просто, без эффектов. Душа в нём была, и это – самое главное. Но притом артистизм высокий, мастерство несравненное. Сверкающий он при великой своей простоте». Художник А.Е. Архипов: «Милое своё, не- обыкновенное своё слово о любви к животным сказал в русской живописи Степанов». Художник Б.Н. Яковлев: «Бывало, приведёт с улицы чужую собаку и начинает с ней говорить на каком-то своём языке, а она его слушает». Художник М.В. Нестеров: «Его любили равно за его чудесный нрав, как и за его прекрасное искусство, любили так, как он любил нас, как лю- бил он своих мишек, лошадок, лосей, всех малых и больших зверушек и зверей, коих изображал». В 1920 г. Степанов тяжело заболел, но про- должал работать. В день кончины, 5 октября 1923 г., его посе- тили художники М.В. Нестеров, С.А. Виноградов, А.М. Васнецов, А.Е. Архипов, С.Ю. Жуковский и многие другие. Желая порадовать умирающего художника, все искренне хвалили его картину «Качели». Верный себе в своей скромности, ху- дожник ответил: «Нет, нет, уж вы не говорите, уж цену я себе сам знаю». И потом, подумав, при- бавил: «Не всё сделано, что хотелось бы сделать!» К сожалению, незадолго перед смертью боль- шую часть своего архива Степанов уничтожил. В огне погибло, надо полагать, и много удомель- ских страниц: дневники, записи, письма… Похоронили художника в Москве на Вагань- ковском кладбище. После смерти Степанова его семья попала в нужду. Художник Нестеров выхлопотал вдове пенсию. Екатерина Алексеевна Нечаева-Степа- нова (1903–1982) с 1924 по 1959 г. работала в Государственном музее изобразительных ис- кусств им. А.С. Пушкина реставратором гра- фики, принимала активное участие в рестав- рации рисунков, спасённых во время Великой Отечественной войны из разрушенных музеев Германии и Польши. Степанов был художником, который «соз- давал свои произведения на глубоко народной, национальной основе, тончайший знаток рус- ской природы, поэт русской деревни, один из создателей русского реалистического пленэра, несравненный анималист, он занимает в рус- ской реалистической школе конца XIX – начала XX века почётное место. Одна из характерных черт его творчества – глубокий и стойкий оп- тимизм» (Сайт: «А. Степанов»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1