Удомля - "Русский Барбизон"

16 Жизнь в доме дяди была очень тяжёлой, он попрекал их каждым куском, оскорблял. Как-то очень обидел за съеденный кусок хлеба. Нико- лай уговорил маму уйти от дяди, который по- стоянно повторял ему: «Дармоед несчастный. Навязался бездельник на мою шею». Мать со- брала свои скромные пожитки, взяла за руку сына и, поклонившись брату, покинула его не- приветливый дом. Уехали они за много вёрст от родных мест. Стали жить в имении богатой по- мещицы, где мама нанялась кухаркой для рабо- чих усадьбы. Скучающая от однообразия жиз- ни барыня решила учить Николая грамоте. Он стал для неё очередным развлечением, но она не знала, чему и как учить, не умела объяснять… Ефросинья с сыном вернулись в Шоптово. Вновь начались для Николая трудовые дни, опять был подпаском…» ( Ниловы ). Ниловы в своей статье даже описывают са- мый первый момент проявления художествен- ного таланта у Николая Богданова и знакомства с С.А. Рачинским: «В хороший летний день стадо отдыхало. А у Николая появился соблазн нари- совать старшего пастуха, человека богатырского сложения, в коричневой сермяге, с кнутом в ле- вой руке на фоне пастбища, стада, костра. На плоском широком камне-плите речными мел- ками набрасывал пастушонок контуры своего наставника и его типичное окружение. Именно за этим занятием застал его татевский барин, проезжавший мимо стада. Он попросил куче- ра остановить лошадей, вышел из тарантаса и стал внимательно смотреть на «натуру» и на- чинающего художника. Мальчик услышал слова наблюдавшего за ним барина: «Неплохо полу- чается… А рисовать надо на бумаге, а не камне. Дождём потом всё смоет». При этом достал из портфеля хорошую плотную бумагу и отлично заточенные карандаши, подарил их мальчику. Осенью мама Фрося отдала Николая в Шоп- товское двухклассное училище... Учителем в этой школе был Павел Васильевич Младов – добрый, внимательный, хороший педагог. Он отметил сразу способности нового ученика к рисованию и поощрял его стремление. Хорошо занимался Коля по всем предметам, на переменах много рисовал... Однажды тайком Коля на листе бу- маги нарисовал гостя школы из Татева, своего летнего знакомого. Увлекшись растушёвкой, он вздрогнул, ощутив на плече мягкую руку гостя: «Ба, старый знакомый, пастушонок! Позволь, братец, посмотреть, что ты тут намалевал». Это был Сергей Александрович Рачинский. Он уви- дел на своей бумаге очень похожий свой порт­ рет. Это была их вторая встреча… Рачинский увидел у Николая ярко выражен- ные художественные способности. Он сам не- плохо рисовал, хорошо разбирался в живописи, в школе преподавал математику, ботанику, ри- сование, много внимания уделял работе с ода- рёнными детьми, создавая условия для развития их талантов. Через две недели после этой встре- чи Николай Богданов с мамой по приглашению Сергея Александровича пришли в Татево... Так в жизни Николая Богданова появился настоящий Учитель и Наставник. А в Татеве, в народной школе профессора ботаники Сер- гея Александровича Рачинского – ещё один талантливый ученик. Он прекрасно успевал по всем предметам, отличался пытливым умом, не- обыкновенным стремлением к новым знаниям, умением принимать к сведению все замечания своего главного Наставника». Профессор ботаники Московского универси-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1