Удомля - "Русский Барбизон"

19 К.Т. Солдатенков. В 1890 г. картина участвова- ла в выставке Товарищества передвижников и была высоко оценена знаменитым критиком и историком искусства В.В. Стасовым: «…талант- ливый художник прямо со школьной скамьи». После выставки картина была переуступлена императрице Марии Фёдоровне. Повторение картины было выполнено для П.М. Третьякова и В.В. Стасова. После окончания учёбы художник много пу- тешествовал, побывал в Молдавии, на Ближнем Востоке, в Европе, в Константинополе. В 1890 г. (в некоторых источниках в 1889 г.) на горе Афон в Пантелеймоновском монастыре Богда­ нов-Бельский познакомился с послушником- «богописцем» Филиппом, в дальнейшем худож- ником Ф.А. Малявиным. В своём письме Рачинскому с Афона Богда- нов-Бельский писал, что всю службу с шести ве- чера до шести утра он стоял в оцепенении и был потрясён, когда на середину монастырского со- бора вышли на литию 60 старцев-иеромонахов с зажжёнными свечами. Работая на холодном ветру на скалах Афона, юноша тяжело заболел. Чтобы он выздоровел, по давней монастырской традиции, его хотели насильно постричь в мона­ хи и «получить опытного иконописца». Одна- ко, как художник рассказывал Гроссену, «быть афонским иконописцем меня не прельщало, тем более, что меня в Москве ждала невеста». В 1894–1895 гг. Богданов-Бельский обучался в Высшем художественном училище при Ака- демии художеств в Санкт-Петербурге в мастер- ской И.Е. Репина, а позже в мастерской Ф. Кар- мона в Париже. В 1890-х годах он создаёт свою самую известную серию картин на школьную тему, которую пишет, конечно же, в школе Ра- чинского: «Воскресное чтение в сельской шко- ле» (1895), «Устный счёт» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897), «Проба голосов» (1899), «Сочинение», «Между уроками» (обе 1903) и др. Деревянная школа в Татево, в которой были написаны эти картины, не сохранилась. Но, вероятно, проект школы был типовой – ана- логичная школа сохранилась до сего дня в с. Островно, где Богданов-Бельский будет рабо- тать каждое лето с 1907 по 1920 г. (см. ниже). Конструктивные элементы школы на картинах художника и школы в с. Островно совпадают почти во всех деталях. Видимо, в один из приездов в Татево в пе- рерывах между учёбой Богданов-Бельский по- знакомился и проявил интерес к медсестре Та- тевской больницы Ольге Львовне – крестнице сестры Рачинского Варвары Александровны. Варвара Александровна, узнав об отношениях своей духовной дочери с художником, была до крайности возмущена. После разговора с глазу на глаз Богданов-Бельский уехал из Татева. По самолюбию художника был нанесён серьёзный удар, и он в дальнейшем перестал регулярно приезжать к Рачинским. Следующий его приезд в Татево после длительного перерыва состоялся только 4 мая 1902 г., когда хоронили Сергея Александровича. В дальнейшем Ольга Львовна училась во Франции, стала врачом в Петербурге и вышла замуж за Ефима Соломоновича Кан- целя. Отношения с семьей Канцеля Богданов- Бельский будет в дальнейшем поддерживать, встречаться с ними в Петербурге. В 1898 г. Рачинский подарил матери худож- ника имение Давыдово в 12 км от Татево. В 1899 г., по просьбе императрицы Марии

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1