Удомля - "Русский Барбизон"

22 поселился в имении Пожинки художника Гал- кина Ильи Саввича. Расстояние в четыре версты (между Воронихой и Пожинками – Д.П .) давало им возможность часто общаться с Моравовым и Бялыницким-Бируля, а главное, вместе ходить на охоту. Богданов-Бельский или «Богдаша», как звали его товарищи, был очень добрый и жизнерадостный человек. Особенно много вни- мания и любви уделял он крестьянским детям, для которых в глубоких карманах его глубокой куртки всегда имелось большое количество ле- денцов и орехов. И дети, узнав его ближе, при- ветствовали особенно тепло, спрашивая при этом: «А когда же мы писать будем, мы завсег- да рады для вас стоять и можем прийти к вам в Пожинки в новых рубахах. Мне мама сшила розовую рубаху, а Иришке — синий сарафан, и мамка наказывала, чтобы не грязнить, а то, мол, Николай Петрович беспременно будет с вас списывать». По другим сведениям, отношения с Натальей Антоновной у Богданова-Бельского не были официально зарегистрированы. На протяжении 16 лет эта женщина была рядом с Николаем Петровичем, его «помощница, муза, натурщи- ца». Он писал её портреты в интерьере, в саду с книгой в руках в окружении хризантем, в окру- жении детей и др. «Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля помнил, что первый сбор земляники приносился ребятами прежде всего ему, Николаю Петровичу. Обладая хорошим голосом, Богданов-Бельский очень любил петь, хорошо играл на балалайке и немного на рояле. Особенно хорошо получалась песня «Ивушка моя зелёная всю ночь прошуме- ла», которую Богданов-Бельский и Моравов ис- полняли дуэтом и сами себе аккомпанировали на балалайках (есть фотография, сделанная во время исполнения такого пения). Живя в Пожинках, Николай Петрович (сни- мал комнаты), которые написал в картине «Лето» (комната с окном в сад, на подоконни- ке лежит кошка) (1911 г., сегодня находится в собрании Музея русского импрессионизма, Москва – Д.П. ). Также написал картину «Де- ревня Устье». Кроме этого, писал этюды с дере- венских детей и много рисовал. Богданов-Бельский не делал из охоты культа, как, например, Жуковский, к тому же и стре- лок он был из средних» ( Е.А. Бируля ). Бялыницкий-Бируля признавал, что «природу он [Богданов-Бельский] знал и понимал лучше нас всех». Высказывание очень неожиданное, если учесть, что кроме самого Бялыницкого-Бируля – мастера лирического пейзажа и страстного охот- ника – в колонию художников входил также один из сильнейших русских художников-ани- малистов Алексей Степанович Степанов. (Кац сообщает (с. 46), что Богданов-Бельский тяготел к Степанову, и они часто жили и работали вме- сте в усадьбе Лубенькино и в д. Бережок). В 1906–1909 гг. художники стали останавли- ваться в усадьбе Гарусово на оз. Удомля. Она принадлежала Надежде Михайловне и Миха­ илу Михайловичу Аракчеевым, дальним родст­ венникам графа А.А. Аракчеева (1769–1834), который родился и провёл в Гарусове детские годы. В 1893–1895 годах в усадьбе работал И.И. Левитан (в т.ч. над картиной «Над вечным покоем»). В доме имелось восемь комнат: шесть внизу и две наверху, в мезонине. Бялыницкий- Бируля с семьёй «занимал все комнаты внизу за исключением одной при входе, в которой посе- лился Богданов-Бельский; наверху, в мезонине, в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1