Удомля - "Русский Барбизон"

27 области автор настоящих строк увидел и атри- бутировал рисунок усадьбы из иллюстрирован- ного журнала 1915 г., о чём написано выше. Ещё один интерьер усадьбы изображён на кар- тине «Подруги», что атрибутируется по колон- нам и напольным часам – см. «Новые хозяева». Вообще, надо отметить, что детские деревен- ские сюжеты картин Богданова-Бельского очень незамысловатые и он их повторял из десяти- летия в десятилетия, просто добиваясь различ- ными художественными приёмами каких-то новых интонаций. Иногда картины близки по рисунку и композиции, но разные по цветовому решению. (См., например, различные варианты картин на тему дня рождения учительницы, «Симфония» и др.) Группируются целые циклы: дети и учителя, дети и школа, дети и музыкаль- ные инструменты (балалайка, гусли, скрипка…), дети и книги, дети и вода (мостки, изгороди, купание, рыбная ловля…), дети в церкви, дети и сани (на конских санях, катание с гор, заготов- ка дров…), дети в лесу у костра, дети и фонарь, отдельные портреты детей… Далеко не всегда Богданов-Бельский ставил на своих картинах даты, что затрудняет их атрибуцию. И всё же мы предлагаем в конце очерка список картин, написанных, в т.ч. предположительно, по наше- му мнению, в Удомле. Начавшаяся в августе 1914 г. Первая миро- вая война, в 1917 г. Февральская и последовав- шая за ней Октябрьская революции, сначала постепенно, а потом всё быстрее и радикально меняли размеренный ритм богемной жизни удомельского братства художников: зимой – работа в городских мастерских, участие в выс­ тавках, работа на заказ, продажа картин – ис- точник стабильных доходов; летом – работа на природе среди удомельских деревень и усадеб, накопление этюдов, зарисовок, впечатлений для работы зимой. В послереволюционный период деревня становится местом спасения от рево- люционной вакханалии, голода и холода. Поло- жение у художника сложное – не помещик, но и не рабочий, не крестьянин. Можно попасть под горячую руку творцов «новой жизни». Но когда люди тебя десятилетиями знают, можно Революционные потрясения приспособиться. Другое дело, что картины рез- ко падают в цене, торговля переходит на нату- ральный обмен. Основными же покупателями становятся те, кто конвертирует деньги в пред- меты искусства, чтобы затем бежать заграницу. В послереволюционный период вся пятёрка «удомельских художников» с семьями «плюс» К.А. Коровин, А.Е. Архипов и некоторые другие собрались в любимом Удомельском крае. Боль- шинство помещиков из родовых усадеб были уже изгнаны, и прагматичная Советская власть сдавала их в аренду, иногда даже самим старым хозяевам. Богданов-Бельский и Коровин жили в ус. Островно, Моравов – в Гарусово, Архи- пов – в Роще (усадьба в южной части Гарусово), Бялыницкий-Бируля и В.В. Рождественский – наездами в «Чайке». Жуковский – в ус. Павло- во на оз. Молдино, в пятнадцати километрах по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1