Удомля - "Русский Барбизон"

29 1919 г., ст. Удомля, им. Островно. Дорогой Иван Кондратьевич! Посылаю с этим письмом к Вам нашего ученика Бельского, который тут живёт, где и я... Место очень красивое, но совершенно голодное, хлеба нет, и вообще достать еду трудно чрезвычайно…»; «21 декабря 1919 г. [Крайтору] … Богданов-Бельский ездил в Петербург и продал свои старые этюды за хорошие деньги – очень хорошие…»; «14 марта 1920 г., ст. Удомля, им. Островно. Дорогой Иван Кондратьевич!.. Послан- ные Вами переводы на моё имя, а также Богда- нова-Бельского получил...» и т.д. В 1918 г. Бялыницкий-Бируля и Богданов- Бельский, совместно с другими художниками, подготовили и провели в Твери Передвижную художественную выставку. В этом же году на даче «Чайка» были открыты художественные мастерские, где детей из окрестных деревень обучали ремёслам (с 3 февраля 1919 г. – Госу- дарственные художественные мастерские). Из-за конфликта с местными жителями Бялыницкий- Бируля из Удомли уехал, и административной работой по организации мастерских занимался художник В.В. Рождественский (1884–1963). В состав преподавателей мастерских вошли ху- дожники Богданов-Бельский, Моравов, а также приехавшие летом К.А. Коровин и А.Е. Архипов: «Николай Петрович Богданов-Бельский акку- ратно является из Островно, – вспоминал Рож- дественский. – Это высокий крепкий человек лет пятидесяти с небольшим, гладко выбритый, по-зимнему одетый. Здоровается со всеми, его мягкий баритональный голос приятно слышать. Говорят, что в прошлом баритон Николая Пет­ ровича наполнял «Чайку» романсами и чаровал дам «Сомнением» Глинки. Он был бы красив, если бы не полысевшая изрядно голова». К этому периоду относится картина «Симфо- ния» (1920) – на фоне окна, в котором видно озеро, изображены четыре девушки в белоснеж- ных платьях, одна их них играет на рояле. (В на- шем распоряжении три репродукции-варианта картины из Интернета, они едины по компози- ции, но отличаются по графике и цветовой гам- ме; первая (х., м., 160,5х141, аукцион Sotheby’s) выполнена в традиционной реалистичной ма- нере; вторая – в импрессионистической, на ней ниже подписи художника стоит дата «1920»; третья картина – авторское повторение (Russian Pictures-London-June 07.2016), судя по подписи на латинице, написана уже в эмигра- ции). О написании этой картины вспоминала Мария Николаевна Колокольцова (1899–1975), в замужестве Зеленецкая (Колокольцовы – хо- зяева ус. Сигово, ближайшей усадьбе к «Чай- ке»): «Николай Петрович любил петь, хорошо и много пел, моя мать ему аккомпанировала. В 1918 г. он написал в «Чайке» групповой портрет девушек у рояля при свете свечей. Нас было чет- веро: Любочка Бируля, две её подруги, одна из них моя троюродная сестра (Нина Николаевна Колокольцова – уточн. И.Г. Колокольцовой – Д.П. ), гостившая у нас, и я». Картина написана на первом этаже «Чайки» в «Любиной комна- те». В этой картине – ощутимая тоска худож- ника по ушедшему безмятежному времени, по уютному усадебному покою… 19-21 июня 1919 г. в с. Котлован Кузьмин- ской волости, в 8 км от Островно, произошли выступления дезертиров и части крестьян про- тив советской власти. Живьём были закопаны члены Волостного исполнительного комитета. Отряд красноармейцев из Вышнего Волоч- ка для подавления восстания проходил через

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1