Удомля - "Русский Барбизон"

32 гораздо более глубокими, чем уговоры жены. В 1920-х годах культурную политику в живописи и в искусстве в целом в Советской России опре- деляли сторонники формализма и абстракцио- низма. Приверженцам реалистической школы живописи приходилось очень и очень трудно, что отмечают в своих воспоминаниях многие художники. Кроме того, творчество Богдано- ва-Бельского было глубоко национально, что также не находило поддержки, мягко говоря, у заправил культурного процесса меняющейся на глазах страны. В своём письме И.Е. Репину о мотивах отъезда художник пишет: «Из того, что я написал за эти четыре года (1917–1921 – Д.П .), ничего не было выставлено в России. С большими трудностями и ухищрениями всё это мне удалось вывезти в Ригу, где я живу с 15 сентября 1921 года». – В Латвию художник выехал под именем бухгалтера Богданова и смог вывезти большую часть своих картин ( Гроссен ). Выбор Латвии и Риги, конечно, не был слу- чаен – Латвия граничила с Россией, она во многом оставалась ещё «русскими мiром» (об- рела независимость от России только в 1918 г.), здесь жила большая русская община, которая хорошо знала творчество Богданова-Бельского, а значит – не пришлось радикально менять об- раз жизни, языковую среду, не тратить силы на борьбу «за место под солнцем»… Журналист Генрих Иванович Гроссен, с кото- рым Богданов-Бельский близко сошёлся в Риге и которому начал диктовать свои воспомина- ния, дал такой объёмный словесный портрет художника: «Высокий, плотный мужчина, лет 55, с умными светлыми глазами, чисто русский тип. В движениях медлителен, внешне спокоен, на голове едва заметная плешь. Всегда гладко выбрит… Был весьма верующий, религиозный человек… Он невольно подкупал каждого сво- ей честностью, прямотой мысли и вникающе- го в положение каждого собеседника. Он имел большое положительное качество не только рас- сказывать, но и слушать... Был членом Русского клуба, где 1-2 раза в неделю играл в бридж, Охотничьего общества и филистром (здесь – почётным членом – Д.П. ) в корпорации «Арк­ тика», русского литературно-художественного общества... В Риге он был крупная фигура – на премьерах Русского театра он был постоянным гостем, и дирекция встречала его с большим Н.П. Богданов-Бельский. 1923. Рига. Фотография

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1