Удомля - "Русский Барбизон"

33 уважением. Большой любитель пения – он был постоянным посетителем опер и разных вече- ров гастролёров и музыкальных вечеров. В этом человеке удивительно сочетался крестьянин с барином в самом лучшем смысле этого слова. Не мелочный, с некоторым размахом, но всё в меру. Ел он умеренно, но самое лучшее, пил также немного, но самые лучшие вина. Он не любил «сплеча» ругнуть, входил в сущность дела и делал осторожные заключения… Жил вдали от интриг и брезгливо к ним относился… По Рос- сии он часто вздыхал и усердно молился о ней. Поселился он на Романовской (ул. Лачплесиса) на углу улицы Валдемара, где занимал большую комнату-зало и маленькую». С первых же дней своего пребывания в Риге Богданов-Бельский развивает активную деятель- ность: устраивает выставки, организует худо- жественную студию. В письме Репину он пи- шет, что в Риге уже прошли три выставки его картин: первая – в декабре 1921 г. в Рижском городском художественном музее, на которой экспонировались 52 работы «исключительно из вещей, написанных в России»; вторая – «напо- ловину написанных в Тверской губернии и по- ловина новых»; третья – «вся из новых вещей, написанных в Латвии» (цит. по И. Соловьёву). Художник много пишет портретов на заказ, в т.ч. премьер-министра Латвии Мейеровица, пре- зидента республики Квесиса и др., что обеспечи- вало его устойчивое экономическое положение. Богданов-Бельский много работал в окрест- ностях Псково-Печёрского монастыря, который в то время находился на территории Эстонии. Как отмечает Ю. Шумаков, который в детстве неоднократно позировал художнику, Богданов- Бельский во время сеанса беседовал с моделью и добивался нужного настроения и выражения лица. Художник тесно сотрудничал с русской эми- грантской прессой, в т.ч. с журналами «Слово» и «Перезвоны». В последнем, втором номере за 1925 г., была опубликована статья Н.И. Мише­ ева «Академик Н.П. Богданов-Бельский». В 1928 г. Николаю Петровичу исполнилось 60 лет. Его активность по пропаганде русского искусства не спадает. По его инициативе и при поддержке И.Е. Репина в Копенгагене, Берли- не, Стокгольме, Праге, Осло, Амстердаме, Гааге, Белграде, Гётеборге, Хельсинки, Гамбурге, США (1924) прошли выставки русской живописи, на которые представили картины Жуковский, Коровин, Малявин, Билибин и другие русские художники. Н.П. Богданов-Бельский с детьми. 1923. Латвия. Фотография сделана сразу вскоре после отъезда из России – точно также художник общался с детьми и в Островно...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1