Удомля - "Русский Барбизон"

34 В 1929 г. на выставке в Копенгагене весь первый зал был отведён под картины Богдано- ва-Бельского. Много репродукций его картин публикуются в датской печати, много работ продаётся – вот почему огромное количество произведений Богданова-Бельского рассеяно до сего дня по странам Западной Европы и по- стоянно появляется на аукционах русского искусства. В середине 1920-х гг. Наталья Антоновна от- правилась в Берлин для устройства выставки работ художника. Затем путь её лежал в Сопот, Париж и Ниццу. Оттуда она писала письма Богданову-Бельскому в Ригу, звала его на Запад. Далее след её теряется… В это же время Нико- лай Петрович познакомился с прибалтийской немкой – дочерью рижского фабриканта Анто- нией (Антониной) Максимилиановной Эрхард (ок. 36-37 лет), у которой было двое сыновей. 14 января 1932 г. Николай Петрович обвенчал- ся с ней в рижском православном храме Рож- дества Христова. Уже к середине июля 1941 г. Латвия и Рига были полностью оккупированы немецкими войсками. В современных статьях о Богданове-Бельском иногда проскальзывает скрытый упрёк в адрес художника о его «сотрудничестве» с немецко- фашистским режимом. Никакого «сотрудни- чества», конечно, не было, а было просто «вы- живание» обременённого болезнями пожилого человека. Точно так же были вынуждены выжи- Вторая мировая война вать «под немцами» миллионы советских граж- дан. У кого-то хватало мужества и сил активно сопротивляться — вечная память героям. Но ожидать того же от художника в преклонном возрасте? Он вынужденно остался на оккупи- рованной территории и вынужден был приспо- собиться к новым реалиям. Надо понимать, что политика фашисткой Германии в Прибалтике радикально отличалась от политики звериной жестокости на территории остальной части В этот период Богданов-Бельский много и увлечённо работает, картины его хорошо по- купаются. На пятидесятилетие творческой де- ятельности в 1936 г. художник был награждён латышским орденом Трёх Звёзд третьей сте- пени. В 1938 г. его 70-летний юбилей также был отмечен персональной выставкой и благо- желательными отзывами прессы. (Всего же за 23 года жизни в Латвии только персональных выставок в Риге у художника состоялось семь). К концу 1930-х годов художник стал чаще болеть, в результате несчастного случая ему ам- путировали палец на левой руке, развился диа- бет, прошла операция. В 1939 г. в Латвию вошли войска Красной Армии. Напуганный начавшимися арестами, Богданов-Бельский попросил своего биографа Гроссена уничтожить подготовленную к из- данию книгу о своей жизни и творчестве. Но Советская власть художника не тронула. Бо- лее того, в апреле 1941 г. он посылает картину «Пастушок Прошка» на выставку в Москву.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1