Удомля - "Русский Барбизон"

35 СССР – России. После первоначальных чисток жизнь в Латвии вошла в привычное повседнев- ное русло. Те зверства, которые фашисты тво- рили в России, люди, жившие в Латвии и нахо- дившиеся в информационной изоляции (только официальная пропаганда), конечно же, не знали. Да, в различных статьях указано, что «Богданов- Бельский портретировал Гитлера». Но никаких точных сведений об этом нет. Надо полагать, что речь всё же идёт не о сеансах «с натуры» (что было бы обязательно зафиксировано так или иначе в документах Рейхсканцелярии), а об исполнении художником копий с портретов или портретов по фотографиям для различных официальных учреждений немецких оккупа- ционных войск, для офицерских и солдатских клубов и т.д. Это, конечно, вполне могло быть. Отказ же от исполнения таких «просьб» мог грозить и расстрелом. И это был минимальный компромисс – большинство жителей оккупи- рованных территорий тоже были вынуждены выживать, вольно или невольно сотрудничая с фашистским режимом, и винить их (женщин, детей, стариков) за это, конечно, было бы не справедливо. В январе-феврале 1942 г. Богданов-Бельский участвовал в Первой общей художественной выставке в Риге, где его работы (самые доро- гие на выставке) были приобретены рейхско- миссаром и рейхскомиссариатом Остланда. В октябре 1943 г. персональная экспозиция была развёрнута в рамках Осенней выставки в гале- рее «Зинта» в Риге. В этом же году в Риге на немецком языке вышел монографический аль- бом «Богданов-Бельский. Жизнь и творчество русского художника». В апреле-мае 1944 г. ху- дожник участвовал в Выставке картин русских художников, устроенной Русским комитетом в пользу эвакуированных в Рижском художе- ственном музее. В рассуждениях «о сотрудничестве Богдано- ва-Бельского с фашистами» раз и навсегда надо поставить точку, потому что первой после ос- вобождения Латвии это сделала отнюдь не ли- беральная Советская власть. Ясно, что её адми- нистративные и правоохранительные органы провели самую тщательную проверку всех жи- телей, оставшихся на оккупированных террито- риях, и, конечно же, поведение такого видного деятеля культуры, каким был Богданов-Бельский, ею тоже было внимательно изучено и оценено. И Советская власть, что очевидно, не нашла в действиях художника никаких преступлений, а поэтому и не предала его имя забвению – по- лотна художника продолжили висеть в картин- ных галереях СССР, а репродукции печатались миллионными тиражами в учебниках истории, литературы, в журналах и т.д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1