Удомля - "Русский Барбизон"

4 Здесь создавались шедевры К ниги Дмитрия Подушкова о жизни и де- ятельности русских художников в Удомельском крае уникальны в нескольких отношениях. Автор чувствует эту землю, родную для него, всеми по- рами, всеми оттенками души, побывал во всех её уголках, даже успел познакомиться и побе- седовать с теми, кто видел в свои детские годы классиков русской живописи, записать их воспо- минания. Он сделал невероятно много для сохранения исторической и культурной памяти и для того, чтоб она не была просто меморией, а присутство- вала в нашей жизни как часть современности, становилась побудительным мотивом для форми­ рования чувства прекрасного и гражданской по- зиции. Этим его труды отличаются от работ боль- шинства тверских историков-краеведов, ограни­ чивающихся демонстрацией своей эрудиции, которую они обрушивают на читателя в слабо упорядоченном и не всегда убедительном виде. Другая особенность – нацеленность на от- крытие, но отнюдь не ради некоей сенсации. Про- сто длительный исследовательский опыт привёл Дмитрия Леонидовича к убеждению, что мы зна- ем далеко не всё из реалий изучаемых сюжетов, а специалисты нередко из поколения в поколение находятся в плену искусствоведческих шаблонов или недостоверных источников. Именно всесто- ронний, комплексный подход к теме и внешняя критика источника – драгоценное качество, ко- торым владеют далеко не все исследователи, при- водили и приводят автора к ярким открытиям в атрибуции полотен, датировке и локализации событий жизни художников и особенно удомель- ского периода их творчества. Третий краеугольный камень исследователь- ского метода Дмитрия Подушкова – глубокое знание эпохи, тончайших деталей творчества каждого художника, владение понятийно-терми- нологическим аппаратом. Искусствоведы не впускают в свой круг прак- тически никого извне, реагируя на «чужаков» со снисходительным пренебрежением и даже плохо скрываемым раздражением. Дмитрий Леонидович – редчайшее исклю- чение, хотя и ему далеко не сразу удалось за- воевать среди них высокий авторитет. Впрочем, это пришло как-то само собой, без нарочитого стремления. Просто специалисты увидели, что он говорит на профессиональном языке, доказатель- но, его версии и гипотезы проверяемы, стилисти- ка безупречна. Признание ряда его открытий широким кругом искусствоведов создало ему репутацию знатока источников, литературы и историографи- ческих традиций. Спорные вопросы неизбежно остаются, и это нормальное явление, объясня- ющееся и неполнотой источников, и упорством и настойчивостью искусствоведов в защите сво- их взглядов. Дмитрий Леонидович уважает эти мнения, но не преклоняется и не пасует перед титулами. Его принципиальная позиция по ряду вопросов, отличающаяся от общепринятых суж-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1