Удомля - "Русский Барбизон"

6 Предисловие от автора Н астоящая книга-альбом – очередная и заключительная в серии книг о художниках, живших и творивших в Удомельском крае (до 1929 г. – северо-восточная часть Вышневолоц- кого уезда, после – Удомельский район Кали- нинской / Тверской области, далее в тексте для краткости иногда просто Удомля). Прежде выш- ли книги: «И.И. Левитан и А.П. Чехов на удомель- ской земле» (2010, 2018), «Художник К.А. Коро- вин в Вышневолоцком уезде Тверской губернии» (2011), «Художник А.Г. Венецианов в Удомель- ском крае. Удомельские ученики» (2013, 2019), «Художник В.К. Бялыницкий-Бируля в Удомель- ском крае. Дача «Чайка»» (2016). Все вместе эти книги, включая настоящую, очерчивают удивительное явление в русской культуре и живописи, в частности, которое по аналогии с французским Барбизоном, «Барбизон- ской школой», автор для большего понимания называет «Русским Барбизоном». (Справка: «Барбизонская школа» – груп- па французских художников-пейзажистов. Имя школа получила по названию деревни Барбизон в лесу Фонтенбло, где длительное время жили представители группы. Барбизонцы выступали за реалистический пейзаж своей родины с обыден- ными мотивами с участием простых людей, заня- тых трудом. Значение барбизонцев заключается в создании реалистического пейзажа и подготовке появления импрессионизма. Характерным при- ёмом барбизонской школы, предвосхитившим импрессионизм, было создание этюда на пленэре с последующим окончательным завершением ра- боты в ателье» ( Википедия – свободная энцикло- педия ). Все перечисленные признаки: стихийный выбор художников какой-то одной территории, куда художники приезжали длительное время часто независимо друг от друга, работа на пле- нэрах, изображение «обыденных мотивов», ти- пичных пейзажей, «людей занятых трудом» – и роднят Барбизон французский и «Русский Бар- бизон» в Удомельском крае. Мы помним при этом, что «Русским Барбизоном» в литературе по истории русской живописи уже называют г. Та- русу в Калужской области. Но мы считаем, что у Удомельского края на это гораздо больше осно- ваний – и пусть читатель сделает выводы сам). Художники жили и работали в Удомельском крае на протяжении почти 200 лет. Здесь ими были написаны сотни и тысячи картин, десят- ки шедевров, хорошо известные всем, кто хоть немного интересуется русской живописью и её историей, но тем не менее, даже и до сих пор Удомельский край остаётся для многих ис- кусствоведов и художников «терра инкогнита» русской культуры… О значении Удомельского края в истории русской культуры и живописи до сих пор мало знают даже специалисты. По- чему? Прежде всего потому, и мы это уже хо- рошо знаем из общения с искусствоведами на протяжении десятилетий, каждый из них, как правило, занимается «своим» художником, «сво- ей» эпохой живописи. К тому же большинство исторических названий сёл и деревень, в которых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1