Удомля - "Русский Барбизон"

60 года Жуковский принимал участие в выставках Московского товарищества художников (МТХ). Первая картина, приобретённая в 1896 г. га- лереей П.М. Третьякова, называлась «Весенний вечер» (1896). В 1897 г. Станислав Юлианович женился на Александре Александровне Игна- тьевой. В этом же году он работает в Тверской Однозначного ответа, когда Жуковский впер- вые появился на удомельской земле, до сих пор пока нет. Считается, что первым по следам Ле- витана в Удомлю в 1901 г. приехал В.К. Бялы- ницкий-Бируля. Он поселился в ус. Ворониха дворян Колокольцовых на оз. Кезадра. В даль- нейшем он пригласил к себе своих товарищей по училищу: Н.П. Богданова-Бельского, С.Ю. Жу- ковского, А.С. Степанова, А.В. Моравова. Алексей Моравов, сын А.В. Моравова, в своих воспоминаниях пишет, что «Впервые отец [по приглашению Бялыницкого-Бируля] приехал в Удомлю в 1902 году…» А Е.А. Бялыницкая-Биру- ля со слов мужа отмечала, что Моравов приехал вслед за Жуковским. Т.е. получается, что пер- вый приезд Жуковского в Удомлю состоялся в 1902 году. Также документально подтверждено (имеется отметка в паспортной книжке), что Жуковский был в Воронихе в 1903 году. Но благодаря атрибуции картины Жуков- ского «Усадьба» из Днепропетровского художе- ственного музея, на которой стоит дата «1900», а это, несомненно, западный фасад усадьбы Бе- режок на озере Песьво, соединённого с озером В Удомельском крае – «певец дворянских гнезд» Удомля короткой протокой – получается, что именно Жуковский первый из легендарной пя- тёрки приехал в Удомельский край после Ле- витана. Но на некоторых Интернет-ресурсах карти- на «Дорога к усадьбе», а это тоже подъезд к усадьбе Бережок с запада, датирована «1898 г.». (На каком основании? Нам прояснить не уда- лось). Если это соответствует действительности, то дата приезда Жуковского может быть ещё более ранней. Искусствовед Л.И. Кац на основании дати- ровки картин «Бабье лето», «Лунная ночь» (обе 1899) определяет первое появление Жуковско- го в Удомле, соответственно, 1899-м годом. На первой картине смешанная аллея, и согласиться с её утверждением, что это написано именно на удомельской земле, трудно. На второй картине по её атрибуции «изображен подъезд к барско- му дому во Всесвятском». Своих источников ин- формации Кац не указывает. В книге М.И. Горелова мы читаем, что кар- тина Жуковского «Лес. Папоротники. Закат» и «Папоротники на бору» И.И. Левитана были губернии над серией картин: «Осеннее утро в верховьях Волги», «Верховья Волги. Ветрено», «Закат. Верховья Волги», а в имении Муханово Московской губернии пишет свой первый ин- терьер. Пейзаж и интерьер станут основными темами художника на всю последующую твор- ческую жизнь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1