Удомля - "Русский Барбизон"

64 Горелов М.И. сообщает (с. 67), что на XXXII Передвижной выставке картин в 1904 г. была представлена картина Жуковского «Озеро Ке- задра». Вместе с ней экспонировались «Пасмур- но» и «Ветрено на озере» (Возможно, «Озеро в ветреный день», 1903–1904 гг.?), вероятно, на- писанные там же. (По этим названиям и году написания мы эти картины найти не смогли. Возможно, они в дельнейшем уже экспониро- вались под другими). Кац Л.И. считает, что на картинах «Мартов- ский вечер» (1904 г.), «Мартовское солнце» и «Тоскливая нотка» (обе 1908 г.) изображена усадьба Ворониха: «Это становится очевидным при сравнении упомянутых картин со старой фотографией, изображающей дом в Воронихе» (с. 56). Фотографию Кац не публикует, поэтому верим на слово. (Горелов считает, что на кар- тине – усадьба Сигово, «изображённая с дру- гой стороны». Мы будем пока придерживаться атрибуции Кац). По нашему мнению, на карти- не «Усадьба. На хозяйственном дворе» (1910) изображён тот же дом, что и на картине «Тоск­ ливая нотка». Мы сравнили картину «Пейзаж. Усадьба» (Чайковская художественная галерея) с выше названными и считаем, что на ней тоже изображена усадьба Ворониха – фасад дома и очертания крыльца в целом совпадают. Кроме собственно живописи Жуковский, как и все художники легендарной удомельской пя- тёрки, очень любил охоту: «Много времени и сил он отдавал охоте, бродил с ружьем по… ле- сам за утками, вальдшнепами и глухарями… Но и во время охотничьих поездок он писал этю- ды» ( Лобанов ). «Увлечение охотой у него было связано с любовью к природе. «Только охотни- ки по-настоящему чувствуют природу», – го- ворил он часто. Ходил он и на медведя. Своим охотничьим трофеем – огромной медвежьей шкурой – гордился он, пожалуй, больше, чем самыми лучшими своими картинами», – вспо- минал Ю.Ю. Савицкий. Особенно Жуковского увлекали охоты, свя- занные с риском и опасностью – на медведей и волков. На фотографии 1913 г. Жуковский запе- чатлён на фоне убитого им медведя, на фотогра- фии 1906 г. вместе с художником А.С. Степа- новым позирует у трёх убитых волков ( Горелов , с. 160, 161). Дочь художника А.С. Степанова Екатерина Алексеевна Нечаева отмечала, что Жуковский среди гостей казался строгим и суровым: «Но в узком кругу своих друзей он совершенно пре- ображался и даже внешне становился другим. Он очень мягко общался с детьми, привлекал к себе и обнимал… Между отцом и Жуковским была какая-то общность характера. Оба были замкнуты и углублены в свой интимный мир, оба не были общительными, и, может быть, по- этому они хорошо понимали друг друга» ( Го- релов ). 29 октября 1907 г. Жуковский был избран академиком Императорской Академии худо- жеств.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1