Удомля - "Русский Барбизон"

67 «Я большой любитель старины, в особенности, пушкинского времени... (! – Д.П.), но как мало истинно культурных и тонких людей, умеющих ценить эту святыню, не превращающих их (па- мятники того времени) в фабрики, а парки, где гулял Евгений Онегин – во дрова». – Усадьба Островки была именно «пушкинского времени»! Художник, буквально, метр за метром пишет внутренние интерьеры самой усадьбы, виды её с разных сторон, парк, оз. Молдино и т.д. На картине «Былое. Комната старого дома» 1912 г. виден «Портрет П.И. Милюкова» кисти Вене- цианова (ТОКГ). В доме было много картин – их можно видеть на всех картинах-интерьерах Жуковского, наверняка среди них были и кисти Сороки. Но открытия тогда не произошло – никаких записей об этом крепостном худож- нике-самородке с трагической судьбой Жуков- ский не сделал, не опубликовал (не сохранились воспоминания?) и Россия узнает о Сороке толь- ко в 1920-х гг., когда в Тверской краеведческий музей свезут его картины из разных усадеб. То есть Жуковский знал, что работает в местах и усадьбах, связанных с именами Венецианова, Сороки и других учеников мастера, видел вы- сокий уровень их живописи. А, возможно, это нашло отражение в его творчестве? В 1906 г. Жуковский открыл в Москве двух- годичную школу живописи, в которой обучался в т.ч. В.В. Маяковский (1893–1930). Она просу- ществовала до февраля 1917 года. Учеников этой школы Жуковский даже привозил в Островки в 1913–1915 гг. – об этом становится известно из прошения в канцелярию Академию худо- жеств от мая 1913 г., где он пишет, что намерен работать летом в Тверской губернии вместе с художником И.И. Бродским (1883–1939) (Г о- релов, с. 120). Приезжал ли Бродский в Остров- ки вместе с Жуковским – нам узнать это пока не удалось. Горелов также сообщает, что примерно в 1913 г. Жуковского в Островках навестил ху- дожник Александр Владимирович Маковский (1869–1924), сын художника Владимира Его- ровича Маковского (1846–1920), с женой Ни- ной Антоновной и сестрой последней Ольгой Антоновной. Ольга Антоновна вспоминала: «Нина Анто- новна и Александр Владимирович Маковские летом жили на даче в усадьбе «Гремуха» Твер- ской губернии на берегу озера (она находилась на том же ручье-озере Меглич, что и Всесвят- ское, в одном километре выше по течению. Её владельцем был отставной флота лейтенант Григорий Алексеевич Певцов. – Д.П. ). На про- тивоположном берегу этого озера (Молдино – Д.П. ) на даче (Островки – Д.П. ) жил художник С.Ю. Жуковский. Нина Антоновна как-то за- явила: «Отправимся к Жуковскому на лодке». Так мы и сделали. По пути к Станиславу Юли- ановичу завернули на небольшой островок, на котором было буквально море ландышей. Един- ственный раз в жизни я видела такое обилие ландышей, и один раз в жизни я собрала такой большой букет. Приближаясь к даче, где жил Станислав Юлианович, я увидела большой дом, окрашенный в жёлтый цвет. Мелькнула в сто- роне от дома фигура молодого человека с ящи- ком. Мне сказали, что это ученик Жуковского, по фамилии Гевельке. Вышли на берег. Нам на встречу шёл Станислав Юлианович, невысокого роста, быстрый в движениях, и я заметила, что у него были очень высокие каблуки на сапогах. Его тёмные волосы были опрятно причёсаны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1