Удомля - "Русский Барбизон"

69 Усадьба Поддубье на озере Молдино Кац считает, что на картине «Ясная осень. Ба- бье лето» (1899) «изображено начало липовой аллеи, которая вела от села Поддубья к барско- му «Белому дому» (с. 120). К сожалению, и в этом случае искусствовед не указывает никаких источников, на основании чего она сделала та- кое заключение – свидетельства, фотографий – либо это просто её догадки. А вот на картине «В старой аллее» (1913), без сомнения, изображён южный фасад усадьбы – сохранилась и усадьба, и фотографии разных лет. ских каникулах 1905 года он [А.А. Милюков] вместе со своим коллегой С.С. Волосовым при- ходил в соседнюю деревню Покровское «делать революцию». Ораторы заумно рассказывали о несправедливых прямых и косвенных налогах, которыми царское правительство облагало кре- стьян. При появлении волостного старшины ораторы скрылись» ( Горелов, с. 212). Во Всесвятском Жуковский оказался среди молодёжи. В 1910-х гг. он пишет здесь значи- тельную по количеству серию картин – и здесь уже никаких сомнений нет, есть и подписан- ные им самим картины, и фотографии веранды. Сначала несколько лет художник разрабаты- вал тему плотины и мельницы на ручье Меглич. Искусствоведы выделяют картину «Плотина» (1909) как безусловный шедевр русской живо- писи. Житель соседней со Всесвятским деревни Горы (на правом берегу ручья Меглич) Михаил Венедиктович Венедиктов вспоминал, как «Жу- ковский целыми днями, в течение нескольких недель, сидел за мольбертом вблизи мельницы у плотины. Крестьяне, привозившие зерно на помол, привыкли к художнику» ( Горелов , с. 82). Они подходили и смотрели на работу художни- ка, Жуковский не возражал. Там же во Всесвятском Жуковский пишет несколько картин на тему первых весенних цветов: «Первые подснежники» (1909), «Пер- вые предвестники весны. Всесвятское» (1910), «Подснежники» (1911) и др., и серию картин пустой террасы: «Брошенная терраса», «Осень. Веранда», «Терраса осенью» (все 1911 г.) и др. Горелов атрибутирует их по фотографии 1911 г. с А.А. Милюковой на террасе во Всесвятском ( Горелов , с. 89). Редкий случай для Жуковско- го – на картине «Терраса летом» (1912) изо- бражены люди – мужчина и женщина. Горелов указывает, что картина «Ветрено. Ве- треная зимняя ночь» (1919) «написана в дерев- не Поддубье» (с. 183). Понятно, что изображена не усадьба, а какой-то другой дом, может быть флигель при усадьбе. На картине «Зимняя лун- ная ночь» (1915) – та же композиция и тот же дом. «Осень. Церковь в Звенигороде» (1912) – на- звание картины прямо указывает, что она на- писана Жуковским, якобы, в Звенигороде. Мы же не сомневаемся, что на картине изображён

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1