Удомля - "Русский Барбизон"

7 жили и работали художники, давно уже стёрты с карты России. Во-вторых, Удомля, как населённый пункт, появилась на картах относительно недавно – только в 1904 г. (до этого – Троица) – так по названию ближайшего озера назвали железно- дорожную станцию между Бологое и Ярослав- лем, которая в дальнейшем стала посёлком, а в 1982 г. – городом. (Название озера Удомля озна­ чает «вода, состоящая из частей, членённое» – «уд» – старый славянский корень, означающий «часть, член». Оно точно описывает характер озе- ра, чья береговая линия сильно изрезана; на озере находится несколько крупных островов, усилива- ющих эффект дробления. Сегодня оно является озером-охладителем Калининской АЭС). Поэто- му такие географические точки, где собствен- но жили и творили художники, – Сафонково, Островки, Поддубье, Молдино, Островно, Горка, дача «Чайка», Гарусово, Пожинки и др. – для исследователей со стороны ассоциировались в лучшем случае с пространством Вышневолоцкого уезда в целом, в худшем – с пространством Твер- ской губернии. Исследователь творчества, к примеру, А.Г. Ве- нецианова, не всегда знает, что спустя несколько десятилетий в этих же местах жил и работал И.И. Левитан; что художник С.Ю. Жуковский писал интерьеры тех же усадеб, что и Г.В. Сорока, крепостной Милюковых, друзей и соседей Вене­ цианова; что озеро на картине Левитана «Над вечным покоем» имеет один и тот же прототип, что и «колдовское озеро» из пьесы А.П. Чехова «Чайка» – озеро Островно. И только благодаря, прежде всего, усилиям удомельских краеведов, в последние десятилетия была собрана и систе- матизирована информация, которая и позволила наконец обобщить значение Удомли в истории русской культуры и живописи в частности. Феномен Удомли, как места притяжения творческих людей, тем более удивителен, что са- мый ближайший экономический и культурный центр, город Вышний Волочёк, находился в 60- 70 км от всех этих «укромных уголков». Удом- ля не была местом, как, к примеру, Абрамцево, Талашкино, Поленово, Пенаты, где меценаты и маститые мастера кисти создавали специальные условия для художников, которые поэтому туда и приезжали. Нет, в этом случае речь идёт действи- тельно о некоем Божьем провидении, которое влекло художников в этот «край вдохновения» десятилетие за десятилетием... Давая этому явлению название «Русский Барбизон», мы не имеем ввиду его вторичность по отношению к французскому – нам совер- шенно чуждо слепое преклонение перед запад- ной культурой: каждая культура самоценна. Мы только используем этот, отчасти устоявшийся, термин для его большего понимания, и чтобы снова и снова привлечь внимание к уникальности Удомли, как явлению в русской культуре.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1