Удомля - "Русский Барбизон"

70 Дача «Чайка» Именно Жуковский, по воспоминаниям, ука- зал В.К. Бялыницкому-Бируля на место для дачи «Чайка» на берегу оз. Удомля. И когда она в 1913 г. была построена, то стала гостеприим- ным домом для художников и охотников, где они часто собирались за общим столом. Как ни странно, саму «Чайку» художники почти не писали, и даже сам Бялыницкий-­ Бируля (на протяжении всей жизни – только отдельные фрагменты). Вероятно, и Жуковско- го она не заинтересовала как усадьба-новодел, ему ведь было интересно изобразить не только архитектуру, но и «историю» – то, что скры- вается за стенами. Но мы считаем, что на кар- тине Жуковского «Зима» (Севастопольский ху- дожественный музей) изображены сараи возле «Чайки» (между домом и оз. Удомля). Атрибу- ция предлагается по картине И.Э. Грабаря «По- следний снег», «Зимний день» (обе написаны на «Чайке» в 1939 г.), В.Г. Пейды «Дача «Чай- ка» и фотографиям. Соответственно, она могла быть написана между 1913 (год постройки) и 1919 (год окончательного отъезда Жуковского из Удомельского края). На картинах Жуковского изображены и дру- гие, также возможно удомельские усадьбы, но атрибутировать их нам пока не удалось. В развернувшейся дискуссии 1915–1916 годов о наследии братьев Третьяковых и экс- позиции Третьяковской галереи в статье «Об И.Э. Грабаре и Третьяковской галерее» («Вечер- ние известия». 11.02.1916 г.) Жуковский выска- зывается о содержании и духе национального искусства: «Пора перестать ездить за модами в Париж, пора стряхнуть с себя вековую рабскую зависимость, пора иметь своё лицо. Призовём на помощь чувство национальной гордости, са- мопризнания, самоуважения и полюбим глубже свою неисчерпаемую красотою родину, серую, скромную, но бесконечно поющую, славянскую вдумчивую душу, русскую мечту – своё искус- ство, забыв раз и навсегда о привозном, чуждом для нас». храм Покрова Пресвятой Богородицы (1791) в селе Поддубье – в нашем распоряжении есть фотографии храма хорошего качества именно с этого ракурса (сам он был разрушен в 1940-х гг.) – совпадают все архитектурные детали, как самого храма, так и ограды, и даже склепа – открытой часовни над могилами Ми- люковых. Поэтому предлагаем переатрибуцию картины. И этот же храм изображён на карти- не «Пасхальная ночь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1