Удомля - "Русский Барбизон"

8 П ервым Удомлю для художников открыл в начале XIX века Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847). В 1815 г. он купил усадьбу Трониха возле села Дубровское Вышневолоцкого уезда, а позже построил новую в Сафонково, и прожил здесь до 1847 г., когда у села Поддубье траги­ чески оборвалась его жизнь. Сорокалетний мало- известный петербургский портретист поселился в коренной русской провинции и «...открыл одну из самых ярких страниц русского искусства, опреде- лившую его развитие на многие годы» ( В.М. Сидо- ров , академик живописи). Здесь он стал утверж- дать в живописи новую эстетику, национальную тему – писал с натуры простых людей в их при- вычной среде и окружающую природу. Да-да, и русский крестьянский портрет, и бытовой жанр, и русский пейзаж берут начало в Удомельском крае! Здесь им были написаны все основные кар- тины, среди которых: «Гумно», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Спящий пастушок», «Утро по- мещицы», десятки крестьянских портретов. Кроме собственной творческой деятельности Венецианов открыл на свои средства в имении ху- дожественную школу для людей «простого звания». В разное время в этой школе начинали свой путь в живописи его ученики: Н.С. Крылов, А.В. Тыранов, А.А. Алексеев, М.С. Эрасси, С.К. Зарянко, П.Е. Чер- нышев, Ф.И. Игин, Н.А. Бурдин и другие, многие из которых стали впоследствии академиками. Четверо учеников Венецианова были урожен­ цами удомельской земли, крепостными кресть­ янами: Г.В. Сорока, Ф.М. Славянский, И.В. Васи- льев, Ф.И. Братский. Григорий Васильевич Сорока (1823–1864) является характерным примером русского само- родка. Он родился в д. Покровское на озере Мол- дино в крестьянской семье, учился у Венецианова всего года два с небольшим, редко покидал пре- делы своей малой родины, но достиг в живописи академических высот. Ученики Венецианова С.К. Зарянко и А.Н. Мо­ крицкий были среди первых преподавателей в Московском училище живописи, ваяния и зодче- ства (МУЖВЗ), стали наставниками художников, основавших в 1863 г. Товарищество передвиж- ных художественных выставок, «передвижников»: В.Г. Перова, В.Е. Маковского, И.М. Прянишнико- ва, В.В. Пукирева, И.И. Шишкина и др. После Венецианова и трагической смер- ти Сороки в 1864 г. в деревнях ещё работали малоизвестные их ученики, которые в основном были иконописцами. Казалось бы, традиция пре- рвалась. Но в 1869 г. Ф.И. Братский поддержи- вает её – в с. Бологое (сегодня 30 км до границ Удомельского района) он открывает от Импера- торской Академии художеств Бологовское город- ское [художественное] училище для мальчиков. В 1884 г. под Вышним Волочком, в месте, где из озера Мстино вытекает река Мста (западная граница сегодняшнего Удомельского района), была основана «Академическая дача» художников (действовала до 1917 г., а затем – с 1948 г. по на- стоящее время), куда на летние пленэры приез- жали студенты-художники из Санкт-Петербурга и Москвы. Но и после её открытия художники продолжали ехать именно в Удомельский край. Венецианов – «весна русской живописи»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1