Удомля - "Русский Барбизон"

9 В 1893–1895 гг. художественные традиции непосредственно на удомельской земле возродил и продолжил И.И. Левитан – ученик В.Г. Перо- ва (см. выше) и А.К. Саврасова. Левитан жил и работал в селе Островно на одноимённом озере и в Гарусово на озере Удомля. С большой долей вероятности можно предполагать, что Левитан посещал могилу Венецианова и храм в с. Дубров- ском, где находились иконы Венецианова и Со- роки; бывал в усадьбах, связанных с их жизнью, и, уверенно можем утверждать, видел самые известные картины Сороки: «Рыбаки», «Вид на имение Спасское», «Вид на плотину», «Вид в име- нии», которые хранились в ус. Воздвиженское до 1920 г. – всего в пяти километрах от Островно и именно оттуда попали в Тверской краеведческий музей. На удомельской земле, где Венецианов зало- жил художественную основу изображения рус- ского пейзажа, Левитан довёл этот жанр до со- вершенства, написав эпохальные полотна: «Над вечным покоем», «Март», «Золотая осень» и др. В свою очередь, Левитан «открыл» Удомель- ский край для целой плеяды русских художни- ков, которые в разные годы были выпускниками Московского училища живописи ваяния и зод- чества (МУЖВЗ), т.е. прямыми наследниками, «внуками» (ещё точнее – «правнуками») Вене- цианова – через Зарянко и Мокрицкого. В начале XX века вслед за Левитаном, по сле- дам Левитана, в Удомлю приезжали и подолгу ра- ботали художники – друзья и ученики Левитана, «легендарная удомельская пятёрка»: В.К. Бялы- ницкий-Бируля – «певец тишины», С.Ю. Жуков- ский – «певец дворянских гнёзд», Н.П. Богда- нов-Бельский, А.С. Степанов, А.В. Моравов. После 1917 г. – К.А. Коровин, А.Е. Архипов, В.В. Рожде- ственский и многие-многие другие. Художник-пейзажист Бялыницкий-Бируля глубже всех пустил корни в удомельскую зем- лю – построил на озере Удомля в 1912–1913 гг. дачу «Чайка», написал здесь свои основные по- лотна, прожил до последних дней своей жизни в 1957 году. О его жизни в Удомле, как уже ска- зано выше, издана отдельная книга. Хочется особо обратить внимание, что имен- но в Удомле в разное время были поставлены важнейшие вехи русской пейзажной живопи- си: Венецианов – Сорока – Левитан – Жуков- ский – Бялыницкий-Бируля. Первыми явление «Русского Барбизона», не назвав его так, но введя в оборот де-факто удомельский культурный феномен, его прост­ ранственные и временные границы, очерти- ли искусствовед Л.И. Кац в книге «Художники в Удомельском крае» (1983) и более масштаб- но – академик живописи В.М. Сидоров в кни- ге «Край вдохновения» (1984, 1986, 2019), до- Левитан – «пик русской пейзажной живописи» «Русский Барбизон» – расцвет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1