Информ.доклад о деятельности библиотек в 2016 году

15 Не удивительно, что в сельских библиотеках 18-ти районов снизился процент обслуживания населения. Микрорайоны закрытых библиотек не могут обеспечить регулярным обслуживанием через внестационарные формы, на это не хватает ни сил, ни средств: в 2017 г. на 2,9 % снизился уровень обслуживания в СБ Осташковского района, Сандовского — на 3,6 %. Снижается уровень обслуживания населения в территориях с библиотеками « сокращённого дня »: в Молоковском — на 3,2 %, Кимрском — на 2,1 %, в Весьегонском — на 4,4 %, где попытка удержать уровень обслуживания после закрытия двух СБ в 2015-м с помощью пунктов выдачи, видимо, не увенчалась успехом. Продолжалось снижение в Кашинском, Рамешковском, Конаковском, Нелидовском с крайне низкими показателями обслуживания (см. доклад за 2015 г.). Отрицательно на показателе обслуживания сказывается и такой фактор как регистрация в деревнях многочисленных « иностранцев », не проживающих по месту прописки, но учитываемых официальной статистикой ― современные « мёртвые души ». Среднее число жителей на одну муниципальную библиотеку ― 1 861 чел. (+20), со структурами КДУ ― 1 760 (+16), на одну сельскую библиотеку ― 547 чел. (-5), с КДУ ― 515 (-6). В докладах предыдущих лет подробно рассматривались проблемы с организацией качественного обслуживания в сельской местности, они продолжают быть и касаются практически каждого муниципального образования. Тенденция такова, что проблемы только усугубляются и в отношении пополнения ресурсов, и физической доступности услуг. И если сейчас, несмотря на трудную ситуацию, всё же наличие достаточно большой библиотечной сети в той или иной степени способствует обеспечению услугами жителей многочисленных малонаселённых пунктов, расположенных на большом пространстве (см. доклад за 2015 г., п. 2.6), то в случае не просчитанного, не учитывающего местные реалии, внедрения социальных нормативов (распоряжение Правительства РФ от 3 июля 1996 № 1063-р. в ред. от 26 января 2017 № 95-р) приведёт к свёртыванию библиотечной деятельности (минус 219 СБ). Городское население имеет б ó льшие возможности получать библиотечные услуги, в целом сеть библиотек соответствует потребностям, но появляется опасность потерять библиотеки в городских поселениях, не являющихся административным центром муниципального района, с количеством жителей менее 5 тыс. Под угрозу сокращения (закрытия) могут попасть согласно новым нормативам 9 муниципальных библиотек из шести территорий. 2.7. Краткие выводы по разделу Библиотечная сеть с замедлением, но всё же двигалась в сторону сокращения с нарастанием у специалистов опасений по поводу резкого падения числа библиотек в будущем, если рекомендации по социальным нормативам превратятся в обязательное правило. Прошлогоднее предположение о дальнейшем развитии идеи объединения детских библиотек с общедоступными нашло своё подтверждение в Осташковской системе. Предметом постоянного внимания оставался режим работы библиотек: к сожалению, увеличилось, несмотря на аргументы в защиту полноценного обслуживания, общее количество 0,25-ставочников (+3), в одном из районов сельским библиотекарям прибавили доплату, равную 0,25 ст., увеличив рабочее время. Как всегда, остаётся надеяться на позитивные изменения хотя бы в отдельных случаях, как произошло в Кувшиновском районе — библиотеки возвратились. Теперь главное — наладить работу. Всегда важна грамотная позиция самих библиотекарей в решении проблемных ситуаций. Она понадобится в вопросах сохранения библиотек в посёлках городского типа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1