Информационный доклад о деятельности тверских библиотек в 2018 г.
12 Указанные в 2017 г. административные изменения в регионе имели продолжение, на карте области прибавилось городских округов, реорганизованных из муниципальных районов. В новых городских округах (Кашинский, Нелидовский) централизованные библиотечные системы обслуживают сельские населённые пункты, входящие ранее в поселения. Опасения, высказанные в предыдущем докладе, оправдались: и в Удомельском, и Осташковском городских округах произошло сокращение сети с формулировками о необходимости оптимизации расходов бюджета и о приведении в соответствие с нормативами обеспеченности услугами организаций культуры. К тому же потерял актуальность вопрос об отсутствии библиотек в нескольких административных центрах поселений, которых после реорганизации районов в округа, в территориях нет. Это касается Осташковского, Кашинского и Нелидовского округов. 2.6. Доступность библиотечных услуг... Доступность библиотечных услуг, в первую очередь, наряду со многими другими условиями, зависела от наличия достаточного количества библиотек. В области данный показатель с разной долей успеха в разных ситуациях и территориях регулировал Модельный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек Тверской области (приказ Комитета по делам культуры от 30.10.2014, ред. от 27.11.2015). Но, как и в предыдущие годы, в 2018 г. изменения в устоявшемся составе библиотек определялись финансовой состоятельностью районов и округов. Программа финансового оздоровления с мерами по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств влияла на организацию библиотечного обслуживания соответствующей территории, что отразилось в приведённых выше документах. Нормативы, рекомендуемые распоряжением МК РФ от 02.08.2017 Р-№ 965, как неоднократно указывалось тверским профессиональным сообществом, в случае их неуклонного применения, приведут к потере почти половины СБ в силу территориально- административных реалий нашего региона. В связи с реорганизацией районов в округа сокращается количество сельских поселений (минус 16 поселений в 2018 г.), что не добавляет уверенности в позитивном решении в будущем неприятных для библиотек коллизий, которые почти непременно возникнут (см. п. 2.5.). По данным проведённого мониторинга муниципальной сети сельских общедоступных библиотек региона (561 СБ плюс 31 структурное подразделение КДУ) ими обслуживается 5 180 нас. пунктов с количеством жителей от 10 человек. Кроме того, согласно мониторинга в микрорайонах обслуживания СБ находится около 3 700 нас. пунктов без жителей или с количеством меньше 10-ти человек. На 01.01.2019 сельское население составляло 303,2 тыс. человек. Таким образом, на одну сельскую библиотеку с учётом подразделений КДУ (всего 592 ед.) приходится 512 жителей. В целом на муниципальную библиотеку с учётом КДУ ― 1 757 жителей (без КДУ ― 1 852, плюс 7 чел. к 2017 году), в территориях области без населения и библиотек региональной столицы гор. Твери ― 1 179 человек. Количество библиотек в сельской местности, обслуживающих население неполный рабочий день остаётся примерно на одном уровне ― 378, или около 64 % (2017 г. ― 372), закрытые СБ относились к этой категории. Соответственно уровень доступности библиотек с точки зрения распределённой сети, учитывая всё сказанное и не касаясь ресурсного обеспечения, не изменился ни в худшую, ни в лучшую сторону. Условия те же: большое количество мелких пунктов с сокращающимся населением, неблизкие расстояния между библиотеками (до 42 км, в среднем 10 – 12 км), между библиотеками и нас. пунктами, отсутствие транспорта, ограничение рабочего времени. Мониторинг деятельности муниципальных библиотек Тверской области по обеспечению культурных благ для инвалидов за 2018 год показал, что обеспечение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1