Методическая копилка. Вып.2

5 I. От методики — к практике Методическая служба – вектор развития мастер-класс Т.В. Чупятова, заведующая методическим отделом Старицкой МЦБ Биографию начинают с рождения. День рождения Старицкая методическая служба отмечает 7 апреля 1978 года, с момента централизации массовых библиотек района. Отдел создан, чтобы помогать, направлять и контролировать деятельность библиотек системы. В то время подразделение возглавила А.В. Цыкунова, которую по праву можно назвать библиотекарем-новатором. Анна Васильевна вносила свежие идеи в работу отделов центральной библиотеки и 39 сельских филиалов. Именно ей пришлось решать, каким быть методисту и чем заниматься. К сожалению, она рано ушла из жизни, но успела оставить добрую память о себе. До сих пор в практике нашей работы действуют заложенные ею традиции наставничества. Следуя девизу А.В. Цыкуновой «предложи — сам и сделай», разработаны программы, подготовлены вечера, юбилеи клуба «Краевед», библиотечный капустник, праздничный вечер для ветеранов-библиотекарей. Шли годы, менялись методисты, на смену им пришла я. В начале моего пути не обошлось и без ошибок, но с годами пришѐл опыт и не угасло желание учиться новому, постигать неизведанное, внедрять инновации. На сегодняшний день в состав МЦБ входят: центральная, детская, 28 сельских библиотек. В сельских библиотеках трудятся 33 сотрудника, из них 2-е с высшим не библиотечным образованием, 27 со средним специальным, в том числе со средним профильным образованием — 19. Начинающих библиотекарей — 4, стаж работы свыше 10 лет имеют 14 человек, более 25 лет работают 9 библиотекарей, свыше 40 лет — 1 человек. Самые удалѐнные сельские библиотеки находятся на расстоянии 60 км от ЦБ. С образовательным уровнем у сельских библиотекарей дела обстоят неплохо, и поэтому я хотела бы остановиться на системе повышения квалификации, одной из задач которой является обновление профессиональных знаний всех сотрудников системы. Для работников ЦБ проводятся информационные часы, на которых звучат новости с областных семинаров, впечатления от посещений библиотек других регионов, обзоры новинок литературы. Учѐбой охвачены сельские библиотекари от начинающих до опытных через «Школу начинающего библиотекаря», программу «Сотрудничество» для специалистов Заволжской и Емельяновской зон с большим стажем работы. Немного об истории создания зон. В 2000 году дифференцированная система учѐбы библиотекарей ЦБС прекратила своѐ существование. Из-за отсутствия средств на командировочные расходы, задержки зарплат посещаемость семинаров стала падать. И тогда потребовался поиск новых форм обучения сельских библиотекарей. В 2002 году мною разработана программа подготовки кадров «Работая, учусь», в соответствии с которой учѐба осуществлялась на базе сильных сельских филиалов зоны с использованием потенциала лучших библиотекарей ЦБС. При организации зон учитывались расположение библиотек, движение транспорта, индивидуальные особенности библиотекарей. Двухгодичная экспериментальная программа являлась дополнением к действующей системе повышения квалификации. Она включала в себя самообразование библиотекарей, консультации и помощь методиста, обучение коллег с периодичностью 2-3 раза в квартал под руководством квалифицированных специалистов (они объединены в Совет наставников) в зонах, организацию выездных семинаров на базе лучших библиотек. Совет получал от ЦБ консультативную помощь, методические материалы, профессиональную литературу. Обучение в 6-ти зонах проводилось по программам: «В помощь начинающему библиотекарю», «В помощь молодому библиотекарю», «Сотрудничество». Прошло время, из 6 зон сейчас живут и успешно развиваются 2 — Заволжская и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1