Библиотеки тверского села. Вып. 3

15 гуляет вольный ветер, а вид на родные окрестности наполняет каждого праздничным восторгом. Две сближенные березки нагибают и ветки их сплетают, получается зеленая живая арка. Парни и девчата разбиваются по «кумовским» парам, сцепляются в общий хоровод, кружат под аркой и поют: «Ты мой, ты мой кум, а я твоя кума…». Проиграв хороводные шуткования, все расходятся парами. Каждый кум с кумой облюбовывают себе березку и сплетают на ней парный венок, с той же березки наламывают ветвей и сплетают пару переносных венков и пока не стемнело все разом покидают гору и опять же в смиренной тишине направляются к реке. С моста у мельницы бросают венки в воду, следят за их движением: одни плывут парами, другие розно, а некоторые тонут еще на виду. Однако в наступивших сумерках судьбоносные зеленые кружки быстро становятся невидимыми. В следующее воскресенье устраивается торжественное развивание венков. Снова все направляются на гору к своим венкам, на этот раз идут шутливо, весело подшучивают, поют протяжные песни, несут с собой угощение, гостинцы, вино. Перво-наперво осматривают свои венки – сверяют загаданные желания. Большинство венков сохранило начальный зеленый вид, но некоторые развились от ветра или сами собой, а есть и увядшие, лишь немногие стали еще пышнее. По этим признакам судят о дальнейшей судьбе. Посередине полянки прямо на траве стелят скатерть, раскладывают закуски, конфеты, посуду, вино. Парни одаривают гостинцами своих кумок, за выпивкой и закуской наперегонки шуткуют, нахваливаются своим выбором, принародно целуют своих избранниц, изображая жениха и невесту. Девушки игриво сопротивляются, вполсилы дубасят своих женихов кулаками по спине, рассыпая игриво угрозы. И нависает над пиршеством возбужденный гомон и неумолчный смех. Но вот кое-кто из девчат начинает отстреливаться от своих навязчивых обожателей частушками, а когда выдыхается их запас, запевают общую веселую песню. И когда пустеют скатерти, наступает самый развеселый час игрищ, плясок, хороводов. А перед самым уходом собирается прощальный хоровод: вся шутейная игра в жениха и невесту предается забвению. В хороводной песне много раз повторяется: «Я тебе не кум. Ты мне не кума». В рукописи подробно рассказывается о тяжелой голодной жизни в годы создания колхозов из деревень Мешки, Шанино, Подсосенка, Дранького, церковного села Дрогачево. Отсюда же мы узнали о том, что день начала Великой Отечественной войны был один из самых счастливых для жителей Земцов: в эту ночь был концерт самодеятельности и танцы до утра в честь первого выпускного вечера сразу двух 8-х классов. Именно из рукописей В. Кожанова стало известно, как выглядел наш пристанционный поселок в первые годы своего существования: «В самом начале наступившего века протянули Виндавскую железную дорогу Рига – Москва. В двух верстах от деревни Земцы возникла станция Земцы и появился вокзальчик, деревянный, фигуристо-нарядный, темно-зеленого окраса, с перроном и почтовым ящиком на стене. Станция Земцы стала наиболее привлекательной для лесных промышленников. Разрастался пристанционный поселок, открывались лавки». Кроме семейной хроники в библиотеке есть и другие ксерокопии рукописей. Это рассказы «Яблонька-дикушка», «Бескрылые», «Деревенский рекет», «Сентябристка», «Сказ о трех бычках», «Мой адрес: Подлипки, Барачный проезд», «О сбережении народа», «Единожды един», «Госэкзамен», «Отплата»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1