Методическая копилка. Выпуск 14

6 Творческий потенциал: из опыта формирования креативных способностей библиотекарей Хвалынская Надежда Валентиновна, заведующий методическим отделом Селижаровской ЦБС «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» К. Паустовский Нужно уметь жить будущим уже сегодня, чтобы быть впереди. Согласно представлениям об этом будущем ломать стереотипы мышления и поведения, привнося в жизнь яркий эмоциональный заряд новизны. Чтобы выжить в потоке перемен, необходимо самому постоянно меняться, подстраиваться под новые условия, внедрять новое, творить. Творчество уже не является специальностью людей искусства, быть созидателем остро необходимо, как программисту, так и библиотекарю. Решающим аргументом в сохранении и успешном развитии библиотек является необходимость стать реально востребованными населением обслуживаемой территории, при условии, что их возглавят креативные сотрудники. Чтобы достичь этой цели необходимо сформировать атмосферу, позволяющую каждому библиотекарю проявлять творческое начало. Нестандартное мышление — один из психологических навыков, а любой навык можно «прокачать». Для этого существует множество методик. По мере сил я, как методист, стараюсь развивать у коллег способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем в мышлении, находить пути решения проблемных ситуаций, использую в своей практике интерактивные методики. Приведу несколько примеров. Моим подопечным понравился семинар «Шесть думающих шляп: учимся мыслить нестандартно» с ролевой игрой по методу Эдварда де Боно с аналогичным названием. Каждая шляпа, окрашенная в определённый цвет, символизировала конкретный тип мышления, что позволяло проанализировать любую ситуацию с шести разных точек зрения. Примерив шляпы разного цвета, библиотекари высказали мнение о выступлениях сотрудников центральной библиотеки, приобрели опыт работы в команде. Метод шести шляп дал возможность привлечь к обсуждению обычно стеснительных и неразговорчивых людей. При этом, высказывая свою позицию, никто не испытывал дискомфорта, невзирая на то, что его суждение могло отличаться от мнения большинства, ведь он говорил от имени одной из цветных шляп, а не от себя лично. Выездной семинар «Создаём фирменный стиль, организуем новое пространство библиотеки» прошёл в Филистовском сельском филиале в формате ярмарки идей. Его участники в командах под слоганами «Стремиться и искать, найти и не сдаваться!», «Учись! Узнавай! Удивляйся!», «Дерзайте, пробуйте, творите!», «Перекрашивая стены, не забудьте перекрасить мозги» тренировались

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1