Бологое

Глава 8. Столетие тяжелых испытаний и перемен Бологое — 1897 год Начало переименования крупных сел в уездные города положил Указ Екатерины II от 28 мая 1770 года. В ранг городов вошли Боровичи, Вал- дай, Вышний Волочек и Осташков. Двумя годами позже они были объявле- ны уездными центрами. Статус города давал различные преференции. Город Валдай тоже заимел дарованные льготы, что способствовало развитию его инфраструктуры на долгие годы (самоуправление, льготы го- рожанам и купечеству, строительство школ и др.). В «Городовой грамоте» 1785 года говорилось: «… исключительное назначение городов: давать… жителям способы приобретения имущества посредством торговли, про- мыслов, рукоделий, ремесел и тем умножать доходы государственные…». Мечтать о таком могут только истинные патриоты, подлинные радетели любого селения. Бологое и Валдай на «Геометрическом плане г. Валдая и его уезда» 1788 года просто несравнимы. И если бы не железные дороги 100 лет спу- стя! Благодаря им село Бологое догнало центр уезда и во многом его опе- редило. В 1897 году по всей России была проведена первая и всеобщая пере- пись населения. Село Бологое состояло из нескольких слобод: Бологое Бо- лото, Старое Бологое, Змейка 1-я, Островок, Елкина и Веригина дачи, Кир- пичный завод Корсака, Новое Бологое, за озером… Селение было очень уютным и комфортным. Были в нем улицы: Пушкинская, Лермонтовская, Александровская, Елкинский проспект, Торговая площадь, Веригинская улица, Соборная площадь, Зарубинская улица, Кривой переулок, Горская улица, Корсаковская улица, Погорская улица Глухой переулок и много дру- гих. Деревня Агрызково и село Медведево были самостоятельными. Под названием «Бологое» скрывалось два населенных пункта: село Бологое и станция Бологовская, где проживало много семей железнодорожников. По переписи 1897 года, население Бологое составило 6694 жителя обо- его пола (г. Валдай — 2907 чел.). В Бологое более 600 учащихся, в мужском и женском ЦПУ работает 21 учитель; работает Техническое ж. д. училище от МПС. В дополнение к уже имеющимся двум (НЖД и Рыбинско-Бологов- ская ж. д.) со станциями Бологое и Медведево пущена в эксплуатацию ж.д. на Валдай — Новгород — Псков (1897 г.), в результате чего на базе узловой 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1