Бологое

и приходские церкви с их сентиментализмом на обочину жизни. Еще одна «милая» наивность терпела фиаско. Все большее значение приобретало волостное деление с чиновничьим аппаратом. Своего рода администра- тивная конкуренция между погостами и волостями способствовала их спе- циализации при все возрастающей роли волостей в гражданской жизни. Мирская жизнь все далее отдалялась от церковной. Богу — Богово, а кеса- рю — кесарево. Церковная жизнь более и более суживалась, превращаясь в традицию. Земства с их инициативами и далеко идущими планами по преобразованию сельской глубинки (а тогда, считай, вся Россия была такова) сыграли в этом процессе разделительную роль, легко отыскав в из- вечно российских проблемах свою нишу. Но решающий удар по погостам, церкви нанес, конечно же, капитализм, рынок. И вообще роль правосла- вия как института, что хорошо заметно по всем бологовским погостам и Метрическим книгам, стала падать уже с начала ХХ века. Тормоза, к со- жалению, или радости, не выдержали напора жизни. Первые годы наступившего века для Бологое ознаменовались несколь- кими крупными событиями. Пятое направление — на Полоцк и Великие Луки Приступив в 1836 году к строительству железных дорог, Россия на про- тяжении ряда десятилетий не уставала покрывать ими свои огромные про- сторы. Не тут, так в другом месте железные дороги строились непрерывно. Говорилось об экономических выгодах, подразумевались выгоды военные. Мощное железнодорожное строительство расшатывало последние устои феодальных отношений и резко ускоряло развитие капитализма в стране. После пуска в эксплуатацию самой престижной Петербурго-Мос- ковской железной дороги Россия немедленно приступила к строительству железных дорог участками в первую очередь в приграничных районах, на самых опасных направлениях. В последующем планировалось соеди- нить их с центром. И особая роль в таких планах отводилась Бологое. В январе 1860 года введен в эксплуатацию ж.д. участок Псков — Ост- ров (48 верст), а к ноябрю этого же года он значительно удлинен (на 191 версту) до Вержболова; в октябре 1866 года закончено строитель- ство участка Полоцк-Витебск (94 версты). В ноябре 1897 года принята для правильного движения ж. д. Бологое — Псков (334 версты). Согласно военной конвенции Франции и России от 1892 года, в случае нападения Германии на Францию Россия обязывалась употребить все вой- ска, какими она может располагать, для нападения на Германию. Причем 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1