Бологое
«эти войска будут полностью (от 700 до 800 тысяч человек) и со всей быст- ротой введены в дело» так, чтобы Германии пришлось сражаться сразу и на востоке, и на западе. Уроки Крымской войны не прошли для России даром. Впервые о необходимости ж.д. направления Бологое — Полоцк заго- ворили на одном из совместных союзнических совещаний российского и французского Генералитетов в феврале 1901 года. Идея строительства Бологое — Полоцк принадлежит… Франции. При этом она же изъяви- ла и готовность оказать финансовую помощь в строительстве линии, по- скольку эта железная дорога будет иметь стратегическое значение, свя- зывая Запад как вероятный театр военных действий с Центром России. Финансы Франция действительно выделила, и дорога не испытывала в денежном отношении больших трудностей. Дорога обошлась в огром- ную сумму — 53 млн. рублей (118391 руб. в среднем на одну версту). Всеми работами руководил на строительстве ж. д. Бологое — Полоцк молодой талантливый инженер Николай Михайлович Герсиванов (1879— 1950) — в последствии крупный ученый в области строительной механики и механики грунтов. Дорога могла быть построена и к 1906 году, но начав- шаяся Русско-японская война 1904 — 1905 годов задержала темпы строи- тельства, т.к. отвлекла часть финансов, выделенных на производство ра- бот. В итоге только в январе 1907 года она была принята для регулярного («правильного») движения поездов на всем протяжении. Строительство велось основательно, «по-военному». Военное ведом- ство осуществляло контроль за ходом всех работ, предварительно выразив целый ряд непременных условий проектировщикам. Согласно «Высочай- ше утвержденного в первый день марта 1902 года Положения», положив- шего начало строительству магистрали, дорога Бологое-Полоцк должна была полностью отвечать требованиям Военного ведомства. В чем это вы- ражалось, к примеру, в отличие от Николаевской ж. д.? Хотя дорога преду- сматривалась однопутной, но на всем протяжении имела опоры мостов, приспособленные под два пути, как и земляное полотно — на случай рез- кого увеличения пропускной способности. Кроме того, на запасных разъ- ездах планировались обгоночные пути, теплые бараки для солдат и ново- бранцев, коновязи и питьевые желоба для коней, кубовые для кипятка, погрузочные площадки, пункты с продовольствием, бани на станциях 3 класса. В свое время НЖД такое и не снилось. На дороге в 450 верст было построено 116 жилых домов, 290 линей- ных путевых зданий (т.е. сторожек), 76 полуказарм, 42 казармы, 367 ко- лодцев, 79 стрелочных будок. На станциях 3 класса, т.е. основных, были возведены кирпичные вок- залы (Бологое-2, Осташков, Торопец, Великие Луки, Невель, Полоцк), а на линейных станциях (4 класса) — деревянные вокзалы. До сего вре- мени хорошо сохранились со всем комплексом пристанционных постро- ек вокзалы в Бологое-2, Куженкино, Баталино. В каждом из вокзалов 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1