Бологое

В Бологое-2, Торопце и Полоцке были построены оборотные депо. На станции Бологое-2 оно строилось как резервное, никогда не эксплуати- ровалось, сохранилось до сих пор. Все станции и разъезды были оборудованы по последнему слову тех- ники в области связи. На всей линии работала электрожезловая система Вебб-Томпсона с семафорами. Внедрена была и телефонная связь фабри- ки Л. Н. Эриксона и компании, и система управления движением Макс- Юделя. В мирное время по Бологое-Полоцкой однопутке пропускалось немно- го поездов (две пары пассажирских и семь пар товарных в сутки от Боло- гое до Великих Лук), но в военное время пропускная способность дороги могла быть увеличена втрое, за счет обгонных путей на разъездах. Самым распространенным локомотивом на Бологое-Полоцкой ж. д. после ее от- крытия был паровоз серии «О» («овечка»). В мирное время на эту дорогу передавались с других ж.д. маломощные паровозы: локомотивы серии «Ч» («черепахи»; их сняли с дороги в 1915 году), разные модификации «ове- чек» (эти трудяги работали здесь аж до 1960-х годов). Пассажирские поез- да водили паровозы серии «Д» (т.н. «двухпарки»), построенные еще в 1874 году; они были заменены в середине 1920-х годов. Хотя труд на железной дороге был нелегким, особенно из-за повышен- ного травматизма среди сцепщиков, ремонтных рабочих и др., устроиться на железную дорогу было чрезвычайно трудно. Требования были высоки- ми. Хорошая зарплата, ряд льгот, вплоть до предоставления казенного жи- лья. В 1914 году машинист 2 класса депо Осташков в год получал в среднем 1432 рубля (40% этой суммы составляло жалованье, а 60% — премии). Та- кая система оплаты заинтересовывала работника в его добросовестном ис- полнении обязанностей. Заработок ремонтных рабочих составлял около 1,5 рубля в день, что также считалось достаточно высоким, если учесть, что на еду уходило всего лишь 30 — 40 копеек в день. Все службы Бологое-По- лоцкой ж. д. работали четко с высоким профессионализмом. Бологое-По- лоцкое направление стало пятым и последним в формировании Бологое как крупного ж.д. узла, имеющего в своей целостности не только экономи- ческое, но и военно-стратегическое значение. На фоне крупномасштабных работ, связанных с Генеральным проектом Бологое-Полоцкой ж. д. , энер- гично продолжал обустраиваться и сам город. Упор делался на повышение качества, совершенствование того, что в нем уже имелось. В первую оче- редь это касалось жизненно — важных сфер жизни — образования, меди- цины. Так, в дополнение к уже имеющимся двум церковно-приходским 2- классным училищам (мужскому и женскому) в 1903 году было открыто Выс- шее Начальное училище (мужское). В следующем 1904 году известное в го- роде семейство генерала Зарубина открывает женскую Прогимназию — частную школу повышенного типа обучения. В 1910 году Прогимназия бу- дет преобразована в Гимназию. Все это делалось при активном участии и помощи известных в селении инженеров узла и ТУ ж.д. 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1