Бологое

железнодорожный пункт, Склад 100-го пехотного Островского полка, Склад 97-го стрелкового Финляндского полка, Команда из 44 нижних чинов 343-й пешей Новгородской дружины, Штаб и 4-я рота 328-й пешей Псков- ской дружины и Штаб 1-й парковой конно-железнодорожной бригады и кроме того по частным квартирам помещены 193 семейства беженцев, что Бологое действительно является перенаселенным и размещение но- вых частей или учреждений может быть произведено в некоторых здани- ях только по реквизиции и в частных квартирах — по выселении бежен- цев в другую местность…». По всей видимости, князь Михаил Павлович Путятин с начала войны служил в ополчении, в размещенной в Бологое команде из 343-й пешей Новгородской дружины. Ему 44 года. Жена — княгиня Екатерина Павловна Путятина, урожденная Зеленая (1875, Одесса — 1934, о. Мальта). 13 ноября 1915 года князь побывал в бологовской приходской По- кровской церкви и вот по какому поводу: «8 ноября 1915 года родился, 13 ноября в БПЦ крестили. — Михаил (внебрачный ребенок). Мать — Вал- дайского уезда Хотиловской волости деревни Савина крестьянская девица Вера Максимова Игнатьева. Восприемники: 43-й Новгородской пешей дру- жины Поручик, Князь Михаил Павлов Путятин и личная дворянка, девица Клавдия Герасимова Соловьева». По моему предположению, фактическим отцом названного Михаилом мальчика является князь М. П. Путятин. Дальнейшая судьба Поручика Кня- зя на дорогах войны неизвестна, но в Гражданскую он воевал в войсках Деникина и Врангеля в Крыму. С 1920 г. жил с женой на Мальте, где, овдо- вев, умер в 1936 году. Судя по вышеприведенному Рапорту, узел давал о себе знать, как сво- ими плюсами, так и серьезными тревожащими минусами, только послед- них становилось всё больше. После ряда проигранных и кровопролитных сражений действующая русская армия остро нуждалась в пополнении офицерскими кадрами. Уже в начале войны Бологое стало терять многих инженеров, техников, других представителей дворянского сословия, их мобилизовывали в действую- щую армию, прямо на фронт, в окопы. Это была первая волна ощутимых и, к сожалению, безвозвратных потерь интеллектуального потенциала наше- го городка. Но Бологое еще держалось. Война заставила внести изменения в кадровый состав железной до- роги. До войны женский труд на самой железке не применялся. Женщи- ны могли работать только уборщицами, рассыльными, изредка служа- щими в Управлении дороги и на крупных станциях типа Бологое. Даже в многочисленных конторах, кассах и т. п. сидели исключительно муж- чины. Нехватка кадров, вызванная поэтапной мобилизацией мужчин, вынудила железнодорожное начальство использовать женский труд и по основным железнодорожным профессиям. С тех пор это вошло в норму. 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1