Бологое

ская церковь. Погосты и волости не совпадали в границах. Зачастую (на- пример, по бологовскому краю) одна волость включала в себя несколько погостов (полностью или частично). Со времени земской реформы 1864 года территория уездов делилась еще и на земские участки во главе с земским начальником (из дворян — землевладельцев). Такое тройное деление в своей совокупности и представляло собой самое настоящее местное самоуправление. Взаимно перекрещиваясь в выполнении ка- ких — либо конкретных задач, оно было весьма эффективным. Таким об- разом, каждый населенный пункт входил в какую-то волость, погост, зем- ский участок. И обустройство инфраструктуры велось одновременно из трех «карманов». По мере развития капитализма и внедрения рыночных отношений во- лостное старшинское правление набирало силу, вместе с этим в крае за- метно слабела роль приходских церквей с принципом настоятельства. Дворянство и дворянское землевладение также приходило в упадок. Уже в первые годы ХХ столетия по всем бологовским погостам прослеживается резкое снижение активности дворянства в посещении приходских храмов с целью благотворительности (восприемничество, поручительство). Право- славная церковь в нашем крае теряла былые позиции задолго до декрета 1918 года, ее авторитет падал. Это хорошо заметно при анализе церков- ных Метрических книг всех погостов Бологовщины. Количество «карма- нов» уменьшилось и финансовое обеспечение края стало явно недоста- точным. Так называемая езда на прошлых достижениях (школы, здания школ, здания сельских больниц и ФАПов, магазины, мосты и др.) будет продолжаться на протяжении многих последующих десятилетий. Задолго до т.н. революции 1917 года в крае не было ни одного поме- щика. Все они еще в 1880-е годы стали землевладельцами, как и кре- стьяне, выкупившие у них землю. Декрет о земле 1917 года нанес удар не только по дворянскому, церковному, монастырскому, но и крестьянско- му землевладению. А те крестьяне, которые еще не стали собственниками земли, лишились своей мечты и перспективы, в какой — то мере и смысла своей крестьянской жизни. До Октября 1917 года открытой социальной напряженности в звене «крестьянство — землевладельцы (дворяне)» в бологовском крае не на- блюдалось, и т.н. «поджоги» дворянских усадеб в 1917—1918 годах — явление, явно инспирированное властями и совершенное руками «акти- вистов» из комбедов и местных партячеек. Все это подтверждается вос- поминаниями старожилов-аборигенов края. Аналогично осуществлялись и все последующие начинания (коммуны, ТОЗы и т.п.) в бологовской де- ревне. Основная масса крестьянства ко всему этому относилась негатив- но. А коммуны, ТОЗы были движением одиночек, насаждались сверху, их жизнь оказалась кратковременной. 204

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1