Бологое

Все это было (на примере Припиросья) Много народу жило в деревнях. Семьи большие. Рабочие руки позарез нужны в крестьянском хозяйстве. Для всего находилось время: и для тру- да, и для отдыха. Трудились с песнями. Нет, это была далеко не райская жизнь, трудились в поте лица своего, добывая хлеб насущный. Преоблада- ли конно-ручные работы, на быках. Механизации почти никакой. Рожь и т. п. жали еще серпами, сушили снопы в ригах, обмолачивали… Лен тас- кали вручную, ставили снопы в бабки — суслоны, а потом расстилали в по- ниженных лугах под белые августовские росы. Затем собирали, снова вя- зали, сушили, трепали, сдавали государству. Пряхам работы хватало на всю долгую зиму. Ткали на домашних ткацких станках. Очень трудоем- кое дело, много рабочих рук требовал лен. Но зато он не только одевал, но и кормил (из семян выжимали вкуснейшее ароматное масло). С полей собирали камни. Через каждый ручей переброшен мостик, как всегда велось. Распаханы все клочки годной под пашню землицы. Окрест- ности выглядели очень ухоженными. Даже из основных работ одна под- стегивала другую: навозница, посевная, покос — кровопиец, уборочная — жатва, картовница, заготовка и вывозка дров, стойловый период… Такой и должна быть настоящая жизнь на земле. Праздники отмечались тщательно и скрупулезно. Бочками варили де- ревенское пиво (каждый для себя или в складчину). Гнали хлебную са- могонку в лесу или в колхозных водогрейках. Запретное было дело! Кое — кто приспособился делать самогонку даже из березового сока. Сахар тогда был большой редкостью. Некоторые деревенские парни впервые попробовали вкус сахара, лишь будучи призванными на службу в армию, лишь после войны. Ждали родных в гости, где б они ни жили. Родня почиталась широко и принималась с почестями. Приходили за 20 и 30 километров. Пешком, как правило, босиком, неся единствен- ные свои сапоги (они на всю жизнь, хромовые!) через плечо. Старались гости успеть за первый стол. Пили мало, но плясали весело. Ближе к пе- реднему углу — степенные мужчины вместе с хозяином. Разговоры ве- лись спокойно, рассудительно. Больше о земле, какой — то будет весна или лето, любили о политике. В разговорах, ссорах и т. п. избегали осо- бо крепких выражений: боялись Бога и греха. Распевались за столом т.н. длинные песни («Ревела буря» о Ермаке, «Златые горы», «Глухой неведо- мой тайгою» и многие иные народные). После застолиц гости и хозяева высыпали на улицу, так что к полудню и до глубокой ночи улицы и пе- реулки были заполнены праздничным людом. Старики и хозяева уходи- ли в избы раньше (их звали неотложные по дому и хозяйству работы), но парни и девки прогуливались до петухов, тяготея к укромным местеч- кам. 218

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1