Бологое

Все крупные неотложные работы к празднику старались сделать заго- дя, поэтому отдыхали и веселились не спеша, с достоинством, во всю си- лушку своей русской удали и темперамента. Вот как это происходило в де- ревнях обширного рютинского края. Днем парни и девки со всех деревень, группами, одна за другой, иногда ряд за рядом, во всю ширину улицы, под одну или несколько гар- мошек идут по деревне. Гармонист где-то посредине ряда, на самом по- четном месте, с него веточками сгоняют комаров, чтоб ничто его в игре не отвлекало. У многих в кепке букетик цветов или ветка черемухи — сирени. Кудри вьются из-под кепки… У некоторых парней, если не у большинства, при этом в руках железные тростки, плетки со свин- цом на конце, нередко в голенище сапога запрятан здоровенный ножи- чина, финка, а то и наган (знай наших: мы ребята боевые и нигде не пропадем…). Кое у кого в руках деревянная тросточка, к празднику у костра обожженная, с незатейливо вырезанным на ней черно — белым орнаментом. Поют свои песни, в них много мата, нарочитой грубости, показной от- ваги, кроют, почем зря, девчат, свою милку… И чем сильней кроют, тем лучше считается. В ответ грубой мужской частушке из девичьего ряда до- носится разливистый, как бы с разбегу, совместный голос: — Я тогда тебя забуду, Дорогой миленочек, Когда вырастет на горке Куст зеленых елочек. Вот и получается: из одной шеренги — что чище, из другой — «дорогой миленочек». Наконец, «подмошата-лягушата», за ними «рогачи» кулигинские, миха- левские «головешки», клещинские «абиссинцы» в песнях, приплясывании на ходу, подошли к известному месту, где обычно кипят пляски и танцы, — площадке — голому, без единой травинки месту, из года в год, от праздни- ка к празднику, выбитому и утрамбованному каблучками девичьих туфе- лек и сапожищами парней. Лучшего гармониста девки упрашивают сыг- рать и… Пошло. Кто лучше и, кто чище, друг перед другом. Все заходило ходуном. Излишне выпившему в кругу не место. Он и сам, понимая обы- чай, держится стороной, уткнувшись в траву где-нибудь возле старой бе- резы. Пляшут русского, цыганочку, лося, пляшут и распевают семеновну, страдания; в большом ходу были т.н. «московочки» о несчастной судьбе влюбленной подруги или о хорошем парне, зарезанном во время гулянья в далеких Сорочинах. Тут уж вся деревня высыпает из домов на место гу- лянья, от мала до велика. В этот день заборские «лапотошники» решили не идти на праздник в Рютино: их заранее предупредили, чтоб не смели. Но на второй день они 219

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1