Бологое

Софья Шваренко также работала помощником машиниста. Вот какую историю она пережила вместе со своим экипажем по паровозу: «Меня с пассажирских перевели на товарные поезда — не хватало паро- возных бригад. Послали помощником к машинисту Василию Красножеву, ко- чегаром была у нас Клава Комиссарова. Как сейчас помню: в 10.30 мы долж- ны были взять на станции Бушевец состав с боеприпасами и горючим и следовать до станции Старая Русса. Но, не успев еще отправиться, попа- ли под бомбежку. Бомбили наш поезд всю дорогу. Василий Кирсанович все спрашивал: «Ну что, Сонюшка, не страшно?» Мы с Клавой отвечали шут- кой: «Раз поем, значит не страшно!» И вот снова утро, а мы проехали только полпути — прибыли на стан- цию Лычково. Все пути заняты эшелонами, остановились, чтобы набрать воды. Как всегда, спустилась с паровоза осмотреть и подтянуть движущи- еся части. И вдруг — знакомый, раздирающий душу вой. Ровным строем вы- летели из-за леса вражеские самолеты. Вскочила на паровоз предупредить бригаду о налете, но там уже никого не было. В этот момент услышала слова машиниста: «Соня, прячься за состав, хоть пули не достанут!» По- сыпались бомбы. Оглушительные взрывы, крики людей. Я упала от толчка в плечо, вскочила, в глазах все закружилось. Увидела недалеко своего маши- ниста и побежала к нему. Он лежал израненный, с окровавленным лицом. Только и сказал: «Прощай, соловушка…». Его подобрали санитары. Рядом лежали мертвые машинист Михаил Петров и его помощник. А бомбежка продолжалась. Я уже не чувствовала боли в раненном плече. Увидела вдруг, что в нашем составе горит цистер- на. Мне стало страшно: ведь в вагонах были снаряды. Бросилась отцеп- лять цистерну. На помощь подоспел поездной мастер Жуков. Вскочила на паровоз, за мною Клава. Несмотря на бомбежку, отбросили на запасной путь горящую цистерну, затем подъехали к своему эшелону, сцепили его с другим составом и выехали на перегон. Так нам с подружкой удалось спа- сти два состава. Потом меня забрали в госпиталь, извлекли из раны оскол- ки. Вскоре вернулась в свою бригаду». Обстановка на фронте стремительно менялась не в нашу пользу. На этом фоне стойкость бологовских железнодорожников еще более зна- чима, подобна мужеству защитников Брестской крепости. От них многое зависело на фронтах. Войскам Ленинградского, Волховского, 2-го Прибал- тийского фронтов противостоял «дранг нах остен» группы немецких ар- мий «Север» в составе 18-й и 16-й армий. Группировкой командовал гене- рал-фельдмаршал Г. Кюхлер. В составе группы Кюхлера находилось 741 тыс. солдат и офицеров, 10070 орудий и минометов, 385 танков и штурмовых орудий, 370 самолетов. Бомбившие бологовский узел бом- бардировщики были оттуда, с аэродромов Демянска и Старой Руссы. Отту- да и наступала 16-я немецкая армия в составе семи дивизий. Ее мощный натиск сдерживали войска Северо-Западного фронта, состоящего из уже 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1