Бологое

логовского неба средствами зенитно-артиллерийской ПВО. Для этой цели была выделена 16-я отдельная бригада ПВО под командованием полков- ника Кошина. Начальником штаба этой бригады являлся гвардии подпол- ковник Васильев Борис Андреевич. В своих послевоенных воспоминаниях ветеран-гвардеец на страницах газеты «Новая жизнь» рассказал бологов- цам, как они организовывали систему ПВО для защиты Бологое. В целях защиты бологовского неба вместе с начальником Бологовского Отделения дороги И. И. Родионовым и военным комендантом города Бо- логое командование бригады произвело выбор позиций на объектах узла и при подходах к нему, наметили расстановку средств ПВО. Было решено, чтобы часть зенитчиков оборудовала свои позиции за озером Бологое, в бывшем тогда совхозном саду. Там же, в одном из совхозных сарайчиков (у дома №22 по ул. Совхозная) разместили радиостанцию, чтобы девуш- ки — радистки могли молниеносно связываться с батареями зенитчиков при подлете самолетов врага. Задачей бригады ПВО было не допустить прицельного бомбометания по наиболее важным объектам узла (путепро- воды, мосты, локомотивное и вагонное депо и др.) При авианалетах врага потери были и среди зенитчиков. К 1944 году линия фронта проходила за тысячи километров от Боло- гое, но и тогда немцы продолжали летать на Бологое. Это еще раз под- тверждает огромную важность ж.д. узла Бологое на всех этапах Великой Отечественной войны. 19 февраля 1944 года фашистские стервятники снова налетели на Бо- логое. Но это была уже их последняя бомбардировка. До конца войны оставалось немногим более года. И тем не менее произошел еще один на редкость кровавый и жестокий эпизод. Как это было? В один из мартовских дней 1944 года в районе узла возле станции Поплавенец два немецких пикирующих бомбардировщика неожиданно напали на пригородный поезд. С первого же захода им удалось вывести из строя паровоз. Обстрел из пулеметов привел к гибели паровозной бригады во главе с машинистом Виктором Михайловичем Мартыновым. Из продырявленных крупнокалиберными пулями котлов хлынула горячая вода и пар. Поезд оказался недвижим. Стервятники стали громить состав с педантичной жестокостью, словно мясники тушу. Они сделали несколь- ко заходов над поездом от его головы до хвоста, в течение 30 минут сбрасывая большое количество осколочных бомб и одновременно поли- вая вагоны из пулеметов. Немецкие летчики воспользовались тем, что станция Поплавенец находится в десяти километрах от Бологое, вне зо- ны досягаемости зениток. Выбравшихся из вагонов людей на бреющем полете расстреливали из пулеметов, не давая им уползти в кусты, за от- кос. Погибли десятки бологовцев, в составе не оказалось ни одного, кто не был бы ранен или контужен. В поезде ехали в основном железнодо- рожники. Среди них — Яковлев Василий Николаевич, в войну бывший главным инженером ст. Бологое, начальник технического тыла (погиб); 246

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1