Бологое

Но бомбы взрывались не все, попадались и такие. Некоторые из них оказывались замедленного действия (самые коварные), с часовым меха- низмом, а попадались и совсем неисправные. Все невзорвавшиеся бомбы после отбоя тревоги подлежали обезвреживанию. Для этого в конце 1942 года в Бологое из штаба Северо-Западного фронта прислали хоро- шего сапера. Он и подучил некоторых наших смельчаков взяться за такую смертельно опасную работу. Саперами стали некоторые из рабочих вос- становительного поезда: С. Г. Противень, И. М. Пудин, И. Г. Марков, а в Медведеве сапером — самоучкой был Д. И. Игнатьев. При обезврежи- вании бомб смертью храбрых погибли И. М. Пудин и И. Г. Марков. Конечно, из всей массы бологовцев мужество и героические поступки были характерны прежде всего для разного рода людей с железнодорож- ными профессиями, ведь их объекты подвергались наибольшей опасно- сти. И подобные поступки были массовым явлением. Бологое — город же- лезнодорожников. За все дни и годы бомбежек на ж.д. узле (ст. Бологое- Московское, ст. Медведево, ст. Бологое-Полоцкое) погибли 1271 железно- дорожник, 1500 человек получили ранения и контузии. Поименный список погибших на фронте имеется в Локомотивном депо на мраморной плите мемориала — 53 фамилии погибших на рабочих местах. (Б. П. Трофимов. Жить и помнить! \\ «Новая жизнь» от 10 января 2014 г.). Бологое находилось и в тылу и как бы на фронте — рельсовой войне. Что- бы полнее осознать подвиг бологовцев, давайте на минуту представим ситу- ацию абсурда, т.е. те последствия для страны, если бы Бологое не проявило стойкости, мужества, героизма, а, проще говоря, поддалось бы врагу. А ведь вражеская авиация действительно могла превратить ж.д. узел в руины. По- двиг бологовских железнодорожников очевиден. Бомбы или люди? И боло- говцы оказались крепче. И это тем более, что от массированных системати- ческих налетов врага город был уж чересчур долгое время беззащитен. Бо- логое волею военных судеб оказалось той единственной ниточкой, которая связывала аж четыре фронта. И эта ниточка не оборвалась, выдержала. 26 октября 2013 года областная газета «Тверская жизнь» опубликовала подборку кратких сообщений военных лет, опубликованных тогда газетой «Бологовский ударник». Приведем некоторые из них: Спасибо за сына. …Механик эскадрильи, в прошлом колхозник деревни Мартыново Мартыновского сельсовета Зверьков Алексей за исправное содержание самолета послан учиться на техника. Его самолет всегда в идеальной чи- стоте, готов в любую минуту выполнить боевое задание. Честной работой он способствует быстрейшему разгрому ненавистного врага. Председате- лю исполкома Мартыновского сельсовета тов. Зверькову — отцу Алексея комиссар эскадрильи пишет: «Большое командирское спасибо вам и ком- сомольской организации, вырастившим такого прекрасного бойца, как Алексей Зверьков» (июнь 1942 г.). 249

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1