Бологое

Война и жестокие бомбардировки большое хозяйство ж.д. узла и сам город привели в состояние разрухи. Паровозы, люди, здания производ- ственные и жилые, рельсы и дорожное полотно — все устало, остро нужда- ясь в отдыхе, замене, ремонте, восстановлении. В войну и под бомбежками это латалось, теперь же предстояла огромная профессиональная работа, и вместо действительно необходимого отдыха — снова новый виток напря- жения сил. Восстановление ж. д. узла не терпело промедления, шло быст- рыми темпами и к концу 1944 года было в основном завершено. В самом центре Бологое, по улице Гагарина (дом №6, рядом около вок- зала) и сегодня стоит деревянный, двухэтажный, весь израненный оскол- ками бомб и пулеметных очередей жилой дом. Живая память тех лет. Березайский (Рютинский) бейшлот Там, где, вытекая из озера Пирос, река Валдайка впадает в Березайку, стоит бейшлот. Величие этого скромного сооружения раскрывается исто- рией его создания. Как минимум дважды это почтенное сооружение име- ло особую значимость для России. На всей Бологовщине это промышлен- ное предприятие — №1 по времени основания (1745 год). Изначально торговыми дорогами были преимущественно водные пути. В борьбе за Невские берега. 12 января 2003 года исполнилось 300 лет первой в России «рукотвор- ной реке» — Вышневолоцкой водной системе (далее — ВВС). Бологовская земля имеет к осуществлению этого грандиозного и дерзкого по смелости проекта самое непосредственное отношение. Но это не только история. ВВС работает и в наши дни, хотя ее назначение изменилось. Вышневолоцкая водная система старше Санкт-Петербурга. 16 мая 1703 года на Заячьем острове приступили к закладке Петропавловской крепости, а немногим раньше Петр I подписал Указ от 12 января 1703 го- да о «перекопной работе» в Вышнем Волочке. И в этом же году «перекоп- ка» верхнего волока началась. В 1708 году соединения Цны, Тверцы, Мсты и Шлинки были завершены шлюзами и каналами, а весной 1709 года по рукотворной реке началось сплошное судоходство. Санкт-Петербург, молодой флот, Невские берега, внешняя торговля России целиком зависели от поставок грузов и товаров из центра страны, Тулы, Урала, других регионов. Гужевой транспорт был дорог. К тому же он не мог ни в коей мере перевозить много и тем более крупногабаритных и тяжелых грузов (лес, железо, сено и др.). Строящийся город, а с 1712 го- да и как столица, задыхался от недостатка жизненно необходимого. Риско- ванный проект Петра по строительству ВВС мог спасти положение. Перво- 267

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1