Бологое

придти в плохое состояние деревянных бейшлотов на каменные (гранит- ные). В 1786 году переделка началась с вышневолоцких плотин. Все бейш- лоты системы были выполнены в каменном исполнении, значительно улучшены и потребовали огромной по тем временам суммы — 1 475 тысяч рублей. Березайский бейшлот в каменном исполнении был закончен в 1796 году, в год смерти Екатерины Великой. Все эти бейшлоты стоят и сейчас, продолжая свое большое дело, хотя и в иных целях. Суда, ходившие по ВВС, еще сам Петр I делил на «староманерные» (в основном русские) и «новоманерные» (в основном голландские). На протяжении десятилетий мимо Сеглина и Березовского Рядка проходи- ли груженые карбусы, полукарбусы, водовики, соймы, а также более при- способленные тялки, шхуны и эверсы. С 1809 года были установлены законом и Уставом Путей Сообщения размеры судов для ВВС — длина не более 36,4 метра, ширина — не более 8,56 м, высота борта — 1,07 метра. Такие суда назывались барками. Барка перевозила груз от 123 до 131 тонны. После прохождения пути с грузом в Петербурге ее продавали на дрова или для прогулок по Неве. Бейшлоты и каналы ВВС долго будут служить России в ее укреплении на берегах Невы и Балтики. Опыт строительства ВВС и ее функционирова- ния будет использован при строительстве двух других водных коммуника- ций — Мариинской (1810 год — начало судоходства) и Тихвинской (1811 год — открытие) — как дополнение к ВВС. После 1851 года у ВВС появился мощный конкурент — Николаевская железная дорога, а в 1870 году — Рыбинско-Бологовская. В 1889 году по ВВС прошло всего одно судно. Березайский бейшлот капитально ремонтировался в 1848\49 и в 1891\92 годах. Во время последнего капитального ремонта на нем проходил производственную практику тогда еще ученик Вышнево- лоцкого училища путей сообщения В. Я. Шишков. Вахтером бейшлота в те годы был Ильинский, который с женой Устиньей Емельяновной жил в селе Рютино (мещанская вдова, родом с Опеченского Посада, а, видимо, и вах- тер Ильинский оттуда же, последние годы проживала в Бологое, где и умерла 16 ноября 1915 года, 85 лет). Поселение возле бейшлота еще не существовало. По всей видимости, у него в Рютине и квартировал буду- щий известный писатель. В 1912 году произведена замена деревянных балок на металлические, которые уже более ста лет стоят до сих пор, требуя очередной замены. Длина проезжей части моста на плотине — 50,3 м, ширина — 6,5 м. Бейш- лот имеет два устоя с каждого берега. По руслу — бычки (два). Высота устоев и бычков по 5,33 м. Устои и бычки сложены из тесанного камня, по- саженного на цемент, внутри заполнены балластом из песка и камней. Ос- новательность сооружения очевидна и проверена временем. Все сделано с чувством эстетики, хорошего вкуса. Достопримечательность из середины 270

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1