Бологое

биль Тревитика». Так в 1802 году было положено начало механическому транспорту. От этого паро-автомобиля — один шаг, чтобы поставить его на рельсы и возить грузы. Тот же Р. Тревитик сделал и это, использовав в 1804 году свой паровоз на уже существовавшей чугунной дороге вза- мен конной тяги. Эффект был поразителен, и вскоре вся Англия стала по- крываться железными дорогами. Позже не только талантливый, но и предприимчивый инженер Тревитик построил для всеобщего поль- зования небольшую кольцевую железную дорогу в самом Лондоне. Коль- цевая «железка» работала несколько недель, но лопнули рельсы, и паро- воз опрокинулся. Тревитик, затративший на постройку этой дороги все свои сбережения, оказался не в состоянии ни починить путь, ни поста- вить на рельсы опрокинувшуюся машину. Но всякий прогресс неизбежно имеет и негативную сторону, чем и пользовались его недоброжелатели. Один из популярных тогда в Англии журналов вред от железных дорог предвосхищал следующим образом: «Железные дороги помешают коровам пастись, куры перестанут нести яй- ца, отравленный дымом воздух будет убивать пролетающих птиц, сохра- нение фазанов и лисиц станет невозможным, дома близ дороги погорят, лошади никому не будут нужны, овес и сено перестанут покупать, гостини- цы будут разорены, а самое путешествие будет грозить жизни, так как в случае взрыва паровоза будут разорваны на куски и все пассажиры». Проницательности автора можно только позавидовать, если смотреть с высоты столетий и сегодняшнего дня. Но прогресс — такая штука, что при всем этом он неумолим. Что-то есть в нем иррациональное. И вот уже в 1829 году — «битва паровозов», соревнуются разные мар- ки паровозов. Победителем выходит паровоз «Ракета» английского изоб- ретателя Джорджа Стефенсона (1781 — 1848). «Человечество научилось ходить благодаря Стефенсону!», — говорили тогда и потом, потому что его «конь» развивал скорость до 45 км\час. Этот паровозик в рабочем состоя- нии весил 4,5 тонны, обладая мощностью в 13 л. с. КПД «Ракеты» не пре- вышал и 3%. Имел только одну движущую ось (на паровозах последних моделей ХХ века движущих осей доходило до пяти). И тем не менее «Ра- кета» тянула поезд весом в 17 тонн со скоростью до 21 км в час. Скорость ее с одним пассажирским вагоном (сидело в нем 36 пассажиров) состави- ла 38 км\час. Это был первый чемпион! В Европе, Америке начался век угля и пара. Железные дороги давали огромные прибыли, хотя затраты на их строительство были тоже большие. Их учились прокладывать не только по равнинам, но и по непроходимым болотам, зачастую трассу прорубали глубоко в горах и скальных грунтах, строили туннели, мосты через реки и т. д. Всему приходилось учиться. Железнодорожные акции поднимались в цене. Земли, прилегающие к будущему полотну, также дорожали во много раз от их нормальной це- ны. «Лорд — помещик, предпочитавший еще так недавно скорее впустить в свои владения ночного вора или разбойника, чем инженеров Стефенсо- 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1