Бологое

Для изучения опыта строительства и эксплуатации железных дорог в Германию, Бельгию, Швейцарию, Францию и Англию 5 июня 1837 года Николай I командирует инженеров путей сообщения С. В. Кербедза и П. П. Мельникова (тогда инженеры путей сообщения занимались строи- тельством и эксплуатацией сухопутных дорог и водных коммуникаций; ин- женеров — железнодорожников в России еще не было). За это время Ф. А. Герстнер успел организовать акционерное общество, собрать деньги и летом 1836 года приступил к постройке пробной дороги. Все оборудова- ние было им закуплено за границей. Из Англии «приплыли» семь парово- зов с прислугой и 80 вагонов 4 классов. Паровозы носили названия — «Богатырь», «Стрела», «Проворный», «Орел», «Лев». Строительство дороги было начато 1 мая 1836 года с наиболее сложного участка трассы — в районе Шушарских болот. Отсюда насыпь повели в обе стороны — к Павловску и к С.-Петербургу. В самую активную фазу строительства на дороге работало 1800 рабочих и 1400 солдат. Строители объединялись в артели по 30—40 человек. Инструмент — лопаты, кирки, тачки. На лоша- дях отвозили грунт. Руководили работами 17 инженеров. Полотно малень- кой дороги построили очень быстро. И 30 октября 1837 года состоялось торжественное открытие железной дороги Петербург — Царское Село. Ее протяженность составляла 21 версту, и за 35 минут ходу поезд преодоле- вал ее всю. Вскоре дорога была протянута до Павловска и в таком виде открыта для правильного (регулярного) движения в апреле 1838 года. Корреспонтент «С.-Петербургских ведомостей», ехавший среди гостей в 1 поезде, писал: «Шестьдесят верст в час, страшно подумать… Между тем вы сидите спокойно, не замечаете этой быстроты, ужасающей вооб- ражение; только ветер свистит, только конь пышет огненной пеною, оставляя за собой белое облако пара. Какая же сила несет все эти огром- ные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает про- странство, поглощает время? Это сила — ум человеческий!» Павловск стал сразу привлекательнее. На лето многие сановники, дея- тели науки, искусства прибывали туда по построенной железной дороге. В Павловске появились дачи А.П. и К. П. Брюлловых, П. К. Клодта — та- лантливого скульптора, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, И. А. Гончаро- ва. И. И. Панаева, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Ц. А. Кюи и других представителей российской культурной элиты. На станции Павловск был выстроен роскошный концертный зал для увеселения знатной публики — т.н. «воксал» (вокальный салон). Уже позднее это слово приобрело другое значение — для обозначения здания пассажирской станции — вокзал. В России начались споры о нужности — ненужности других, более крупных железных дорог и, в частности, спор зашел о ж.д. магистрали от Петербурга до Москвы. Веское слово в пользу такого строительства произнесли вернувшиеся из заграничной командировки в 1838 году ин- женеры П. П. Мельников и С. В. Кербедз: «возможно и нужно» и предоста- вили Николаю I отчет о поездке на 1673 страницах с чертежами 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1