Бологое

на 190 листах. Но правительство и на этот раз высказалось против строи- тельства железных дорог в России. Тогда император Николай I издает Указ о постройке дороги за счет казны и даже учреждает особый Департамент железных дорог для руководства изыскательными и строительными рабо- тами. Во главе Ведомства путей сообщения был поставлен генерал-адъ- ютант П. А. Клейнмихель, который в области железнодорожного строи- тельства был по меньшей мере несведущ. В общественных кругах России большой интерес вызвал подробно разработанный проект московского помещика и предпринимателя Аггея Васильевича Абазы (1782—1852), который он подал в Ведомство путей со- общения 21 марта 1838 года. В нем А. В. Абаза предлагал строительство прямой железной дороги через Вышний Волочек, Тверь и Торжок, минуя Новгород, на Петербург, обосновывая свой проект подробными экономи- ческими расчетами. В июне 1839 года Николай I снова командировал двух ведущих инже- неров, на этот раз в США и Канаду, с прежней целью. Выбор пал на инже- неров — подполковников П. П. Мельникова и Н. О. Крафта. Они пробыли в Северной Америке год. В 1840 году изобретатель Н. Зубов поднял вопрос о необходимости со- оружения железной дороги Петербург — Рыбинск: «Весь юго-восточный край России по системе реки Волги сосредотачивая все привозы и достав- ление произведений заграничного нашего отпуска, доставлять ежегодно к Рыбинскому порту более 120 млн. пудов клади разного наименования и ценности». Прокладка пути посредством паровых машин, по убеждению Н. Зубова, принесет «неисчислимые выгоды для государства». В этом же году вернувшиеся из США и Канады инженеры П. П. Мельни- ков и Н. О. Крафт предоставили Николаю I подробный отчет о преимуще- ствах железных дорог по сравнению с имеющимися видами транспорта и о возможности их строительства в условиях России, в том числе с учетом особенностей климата. 8 марта 1841 года император Николай I приказал учредить Комиссию для составления проекта железной дороги между Петербургом и Москвой. Вместе с другими в комиссию вошли П. П. Мельников и Н. О. Крафт. Ее председателем царь назначил шефа жандармов Бенкендорфа, а 1 февраля 1842 года была сформирована Строительная комиссия, которая решила начать рекогносцировку местности по прямому направлению между Чудо- во и Вышним Волочком. К П. П. Мельникову и Н. О. Крафту прикомандиро- вали 27 молодых инженеров, выпускников Института Корпуса Инженеров путей сообщения. Рекогносцировка началась 12 февраля 1842 года с ис- пользованием топографических карт Новгородской, Тверской и Москов- ской губерний. Все полевые работы проводились зимой и закончились в начале апреля 1842 года. При этом на участках от Чудово до Вышнего Волочка и от Твери до Вышнего Волочка удалось воспользоваться просе- ками, прорубленными еще столетие назад при Петре I при прокладке су- 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1