Бологое

участки с подчинением Управлениям. Вокзалы сооружались под руковод- ством главного архитектора дороги К. А. Тона; в 1847 году главным архи- тектором станет Р. А. Желязевич. Было принято решение разместить контору Северной Дирекции у Сос- нинской пристани близ Чудово, а Южной — в Вышнем Волочке (позднее ее переведут в Тверь). Для лучшей организации работ каждое Управление (Дирекция) дробилось на участки в среднем по 55—60 км, а участки — на дистанции по 10—12 км каждый. Участки и дистанции возглавляли те же инженеры, что руководили изыскательными партиями при пробивке трассы: Н. И. Липин, И. Н. Загоскин, В. С. Семичев, А. И. Штукенберг, Н. И. Миклуха (инженер путей сообщения, отец будущего путешественника и ученого Н. Н. Миклуха-Маклая), братья В. А. Панаев и И. А. Панаев, Г. А. Вериго, В. И. Граве и др. Все эти инженеры руководили работами с ну- левых отметок строительства Петербурго-Московской ж. д. Братья Валери- ан и Ипполит Панаевы тесно связаны в дальнейшем с бологовским краем (усадьбы Пирос, Байнево, а также ус. Михайловское). Как инженеры — пу- тейцы, они участвовали в строительстве ж.д. участка от Окуловки до Боло- гое. Таким образом, село Бологое как проектируемая станция оказалась в несколько «щекотливом» положении: как бы в середине трассы и буду- щей магистрали, но в Южной Дирекции, ближе к ее краю. Граница Дирек- ций — р. Коломенец в районе деревни Озеревичи, к Поплавенцу (те- перь — р. Коломенка). На «Генеральной карте С.-Петербурго-Московской жел. дороги» уже была запланирована станция I класса Бологовская, по- этому граница Дирекций условно употреблялась по «Бологое» как бли- жайшей от фактической границы — р. Коломинец. К непосредственному строительству самой железной дороги приступи- ли 27 мая 1843 года одновременно с двух сторон: от Петербурга на «Бо- логое» и от Москвы на «Бологое». Земляные работы выполнялись почти полностью вручную с примене- нием тачечной и конной возки. При забивке свай мостовых сооружений использовались паровые копры. Строительные работы выполняли главным образом крепостные крестьяне. Подрядчики нанимали их как в ближай- ших деревнях у помещиков, так и в отдаленных губерниях, договариваясь с помещиками. Наиболее трудные работы пришлись на участки, где Валдайская воз- вышенность пересекала будущую магистраль (между станциями Лыкоши- но (тогда — Валдайка) и Алешинка в Северной Дирекции, а в Южной Ди- рекции — между р. Волга и г. Москва. Учитывая необходимость глубоких выемок, Ведомство путей сообщения приобрело в США 4 экскаватора вместе с механиком, и все это передали подрядчикам для выемок на Валдайской возвышенности. Подрядчики для производства работ на своем участке в поисках работных людей заключали контракты с по- мещиками. С крепостными крестьянами контракты не заключались 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1