Бологое

по понятным причинам. Основная масса крестьян вербовалась у помещи- ков на период с 1 мая по 1 ноября. В первые годы на строительстве железной дороги работало по 50— 60 тысяч человек. Они обязаны были выходить на работу с рассветом и прекращать ее с наступлением темноты. Днем полагался согласно кон- тракту 2-х часовой перерыв на обед и отдых. Как правило, продолжитель- ность рабочего дня составляла 12—16 часов (в зависимости от времени года и погоды). Назначались непомерно высокие нормы выработки грунта. Они доходили до одной кубической сажени в день с отвозкой грунта на тачке. Рабочие разбивались на артели (бригады) и были связаны круго- вой порукой. Если кто-то не выполнял задание, заболел или не вышел на работу по другой причине, а оставшаяся часть артели не выполнила и его норму, то из заработка артели делался вычет. Болели, оплачивая хар- чи и лекарства из своего скудного заработка. Жили строители магистрали в землянках, шалашах, палатках, реже в деревянных бараках, которые были построены заранее, еще на подгото- вительном этапе (до начала строительства на тот или иной участок завози- лись инструменты, оборудование, строились бараки и т.д.). В такого рода жилищах делались печи. Селились прямо артелями, по несколько десятков человек, спали вповалку на нарах, покрытых сеном. Тяжелый труд, плохое питание, отсутствие элементарных бытовых и санитарных условий приво- дили к массовым заболеваниям. Из болезней особенно свирепствовали тиф, холера, цинга. Например, по донесению 2-го Полицейского отделе- ния строящейся железной дороги, только за 4 месяца (с 1 июля по 1 нояб- ря) 1844 года число больных у двух подрядчиков составляло 4894 чело- век. Очень многие из заболевших умирали. Кое-где по трассе магистрали строились типовые холерные бараки; конечно, их было мало и не хватало. Такого рода лечебное учреждение имело место и на станции Бологовской (Бологовский Холерный барак). С него и следует отсчитывать начало бо- логовской медицины. На столь невыносимые условия труда и быта на строительстве желез- ной дороги работники не могли не реагировать. Много случаев массового ухода работных людей со строительных объектов. Все случаи докумен- тально фиксировались жандармским начальством и полицейским управ- лением. По каждому случаю принимались жесткие меры. Самый яркий эпизод такого рода произошел на участке, где сейчас стоит станция Алешинка. 3 июля 1850 года со строительства ушла большая артель землекопов — 80 человек. Их возглавил М. Давыдов. За беглецами на конях отправилась погоня. Когда их настигли, беглые оказали физиче- ское сопротивление и сумели скрыться. Матвей Давыдов повел группу к Витебску, но после долгих скитаний по лесам осенью был пойман, же- стоко избит, закован в кандалы и помещен в тюрьму города Витебск. Делом М. Давыдова занимался полковник Мясоедов — начальник шта- ба Института Корпуса Инженеров путей сообщения. В недалекие прошлые 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1