Бологое

выпускники этого Института были многие декабристы — братья С.И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, Г. С. Батеньков и др. , а одним из авторитет- нейших и любимых профессоров Института являлся профессор математики К. А. Поссе — сын инженер — генерала А. Поссе — активного участника строительства дороги (владельца усадьбы Петровское под Боровичами, а позднее — усадьбы Кемцы в Бологовском районе). Насколько демокра- тична была эта альма-матер всех российских инженеров-путейцев, можно лишний раз видеть по честному расследованию полковника Мясоедова на месте работы беглецов. В рапорте на имя Клейнмихеля он писал, что только крайняя жестокость подрядчиков и полицейских властей заставила крепостных уйти в самовольную отлучку — бегство со строительства. Их плохо кормили, не выдавали денег на приобретение сапог, давали непо- сильные нормы выработки грунта. Наоборот, подрядчики в своих объясни- тельных письмах П. А. Клейнмихелю сваливали всю вину на крестьян. Гене- рал-адъютант граф Клейнмихель приказал вернуть беглецов на прежнее место работы, а закованного в кандалы Матвея Давыдова из Витебска со- проводили в г. Валдай, в местный острог, после чего военно-полевой суд вынес ему суровый приговор…. Многие инженеры были озабочены тяжелым положением работных людей на вверенных им участках и дистанциях (например, П. П. Мельни- ков). Но их рапорты оказывались бесполезными. Железная дорога Петер- бурго-Московская строилась в эпоху крепостного права. До его отмены оставалось чуть более 10 лет. Грандиозное строительство железной дороги близилось к завершению. Работы велись по всей трассе магистрали. Но где-то они продвигались быстрее, покрывались рельсами. Такие участки вводились в эксплуатацию раньше других. Самым первым, открытым для правильного движения, был участок Петербург — Колпино (23 версты). На нем поезда пошли в мае 1847 года. Хорошо продвигалось строительство на участке от Твери до Вышнего Волочка у инженера Н. О. Крафта. В 1849 году император Ни- колай I осуществил поездку по этому участку на поезде от Вышнего Волоч- ка к Твери до Кольцова и поблагодарил строителей за труд. 29 июня 1850 года открыли движение на участке от самой Твери до Вышнего Волоч- ка (111 верст), а в ноябре 1851 года были приняты в эксплуатацию Колпи- но — Бологое — Вышний Волочек и Тверь — Москва (156 верст). Таким об- разом, строительство всей магистрали продолжалось 8,5 лет. На дороге построили 34 станции и 2 крупных вокзала (Санкт — Петер- бург и Москва). Все станции, помимо двух конечных, подразделялись на 4 класса. Станции I класса располагались друг от друга на расстоянии 160 км, II, III и IV классов — на удалении 80, 40 и 20 км соответственно. При этом пассажирские станции I и II классов строились островными, т.е. между 1 и 2 главными путями (например, Бологое). Вокзалы в Петербурге и Москве возведены по проектам архитектора К. А. Тона, а остальные — по проекту архитектора Р. А. Желязевича, но тоже под руководством Тона. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1