Бологое

Перед открытием Официальному открытию ж.д. магистрали на всем протяжении пред- шествовали несколько мероприятий. Государь Николай I изъявил желание лично проверить состояние пути, приурочив инспекцию дороги к праздно- ванию 25-летия со дня коронации в Москве. За три дня до планируемого проезда по дороге Николай I магистраль подвергли испытанию. По ней перевезли два батальона Семеновского и Преображенского полков, два эскадрона Лейб-Гвардии Кавалергардского и Конного полков и дивизион Гвардейской артиллерии. Для этого в период с 14 по 16 августа из Петер- бурга в Москву прошли 9 поездов. Все поезда прошли благополучно. 18 августа 1851 года в 4 часа утра из С.-Петербурга вышел Император- ский поезд. В его составе были салон — вагоны, опочивальня, свитские ва- гоны, столовая, кухня. Все вагоны сообщались между собой крытыми пе- реходами. Император ехал по не совсем готовой дороге (за два с лишним месяца до ее официального открытия) в сопровождении всех членов сво- ей семьи и ряда высоких зарубежных гостей. В вагонах сидели несколько немецких принцев, размещался эскорт гвардейцев, жандармы, множество придворных и челядь, лейб — медики, статс — дамы, лакеи, парикмахеры, камер — казаки, повара… Крупные мосты преодолевали всей свитой пеш- ком, пропустив вперед паровоз с пустыми вагонами. На каждой большой станции Николай I со всей свитой выходили из вагонов, осматривали залы и прочее. На станции Вышний Волочек он, подойдя к паровозу, сказал: «Вот какую я нажил себе лошадку!» Поезд благополучно прибыл в Москву в 23 часа, затратив на весь путь всего 19 часов. При переезде Государя в Москву и обратно, кроме собственно Императорского поезда были за- действованы еще 12 составов, перевозивших экипажи, лошадей к ним, придворную прислугу и необходимый багаж. «За отлично усердную службу и труды, оказанные в сооружении до- роги, а также в устройстве по сему пути Высочайшего проезда» импера- тор наградил 35 инженеров и двух архитекторов, а П. П. Мельникова и Н. О. Крафта — орденами Св. Анны 1 степени с императорской коро- ной. Каждому из оберкондукторов было пожаловано по 100 рублей, кон- дукторам и кочегарам — по 10 рублей, машинистам — по 25 рублей. Вскоре Николай I повелел изготовить 8 резных дубовых буфетов для ре- сторанов самых крупных станций. Такой буфет был подарен Государем и станции Бологое (ныне он находится в Бологовском краеведческом му- зее). Было пропущено несколько т.н. пробных поездов. Первый поезд состо- ял из паровоза, тендера и вагонов зеленого цвета по форме наподобие почтовых дилижансов. Кондукторы сидели на козлах впереди вагонов. Ва- гоны I и II классов были крытые, с сиденьями, багаж располагали на кры- 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1